А И Галич биография

Александр Аркадьевич Галич

Фото Все

Видео Все

Александр Галич. Документальное расследование

«Навсегда отстегните ремни». Документальный фильм к 100-летию Александра Галича

Блаженны изгнанные правды ради. Александр Галич

Александр Галич — биография

Александр Галич – прославленный поэт, прозаик, драматург, сценарист, автор и исполнитель собственных композиций. Состоял в Народно-трудовом союзе российских солидаристов, являлся членом-корреспондентом Комитета прав человека в СССР, был участником петиционных кампаний.

Каждому образованному русскому человеку хорошо известно имя Александра Галича, популярного поэта, автора и исполнителя собственных песен. Несмотря на ярко выраженный талант, судьба была не очень благосклонна к нему. В один «прекрасный» день его исключили из всех Союзов, и это стало большой неожиданностью для поэта. Хотя чему удивляться, ведь он был автором откровенно антипартийных песен, ярких, красочных, театральных, и должен был понимать, что играет с огнем.

Детство

Настоящая фамилия Александра – Гинзбург. Он родился в Екатеринославе (переименован в Днепропетровск, сейчас носит название Днепр) 19 октября 1918 года. Он сам придумал себе псевдоним, сложив его из букв фамилии (Г), имени (Ал) и отчества (ич). Родители мальчика были евреями. Отец – Арон Гинзбург трудился экономистом, мама – Фейга (Фаина) Векслер, была сотрудником консерватории. Мама – натура артистическая, любила театр, занималась музыкой, и большинство своих увлечений смогла передать сыновьям – старшему Александру и младшему Валерию. Валерий тоже стал известным человеком, он кинооператор, снявший такие киношедевры, как «Когда деревья были большими», «Солдат Иван Бровкин», «Живет такой парень».

В 1920-м Гинзбурги переехали в Севастополь, потом оттуда через три года перебрались в Москву. Саша пошел в первый класс уже в столичную школу №24(сейчас это учебное заведение под №1227). Склонности к сочинительству проявились у Галича очень рано. В тринадцать лет он уже опубликовал в газете «Пионерская правда» свой первый стих под названием «Мир в рупоре». Тогда еще он подписал его «Александр Гинзбург».

Уже тогда подросток знал, что свяжет свою биографию с творчеством, но долго решал, какое направление ему выбрать. После окончания девятого класса он стал студентом одновременно двух вузов – Оперно-драматической студии Станиславского и Литературного института, в котором проучился совсем недолго. Любовь к сцене перевесила увлечение сочинительством, хотя писать стихи он не перестал. Через три года умер Станиславский, Гинзбург не захотел продолжать учебу у других педагогов, и оставил Оперно-драматическую студию.

В 1939-м Александр поступил в Театр-студию к Алексею Арбузову и Валентину Плучеку. Прошел всего год, и Гинзбург дебютировал как драматург. Вместе с другими студентами студии он написал сценарий постановки под названием «Город на заре». Кроме этого, он стал автором песен, звучащих в постановке и сыграл одного из персонажей.

Александр Галич в юности

Когда началась война, Гинзбурга не взяли в действующую армию, медики признали его негодным по состоянию здоровья. Тогда Александр присоединяется к геологоразведочной партии, уезжает в Грозный. На новом месте молодой человек поступил в труппу местного драмтеатра, где прослужил на протяжении нескольких лет. После того, как Арбузов создал в Ташкенте театральную труппу, Александр с удовольствием присоединился к ней, тем более, что бывший преподаватель собрал в этом городе своих выпускников.

Музыка

Музыка всегда занимала важное место в биографии Галича, но в конце 50-х он начинает уделять ей все больше внимания. Он начал писать композиции, пел их под собственный аккомпанемент на гитаре. Создавая авторскую песню, Галич ориентировался на традиционные романсы, и спустя некоторое время уже вышел в лидеры этого жанра. Уже тогда начали появляться первые магнитофоны, песни записывались на бобины, появилась возможность слушать полюбившиеся произведения по нескольку раз, обмениваться с друзьями. Популярность Галича росла с каждым днем.

Выступление молодого Александра Галича

Когда Александр приступил к записи сборников своих произведений, он не стал включать в них свои первые песни. Некоторые из них, написанные в период с 1959-го по 1962 год, попали под запрет государственных органов СССР. Их признали не соответствующими общепринятой советской этике. Обиженный несправедливостью по отношению к себе и своему творчеству, Галич, тем не менее, продолжает писать песни, которые приобретают все более глубокий смысл и остроту, в них звучит откровенное недовольство властью и политикой государства.

Естественно, так не могло продолжаться долго, и вскоре Гинзбург ощутил на себе всю мощь правительственного гнева. Ему не разрешали организовывать концерты, записывать альбомы и печатать собственные стихотворения. Александр и не думал сбавлять обороты, ему больше нравилась свобода, чем благополучная и комфортная жизнь.

Вопреки запрету организовывать концертную деятельность, Александр тайно выступал в квартирах. Те, кто приходил на эти концерты, записывали песни барда на кассеты и распространяли между своими друзьями и знакомыми. Но бдительные служащие КГБ научились отслеживать эту ситуацию, выступали с требованием отменить концерт и изымали уже записанные кассеты.

Однако это были только «цветочки», «ягодки» ждали барда впереди. В 1968 году Галич стал участником публичного концерта в рамках Новосибирского фестиваля авторской песни. Наряду с другими своими произведениями, певец исполнил композицию «Памяти Бориса Пастернака». Прошел месяц, и местная новосибирская газета выступила с публикацией, в которой опальный поэт подвергся порицанию общественности. Ему начали угрожать и запрещать исполнять песни собственного сочинения. Начались откровенные репрессии.

Галич игнорирует преследование властей, спустя год представляет на суд читателей свой первый сборник под названием «Песни». Книга вышла из печати в «антисоветском» иностранном издательстве «Посев». Терпение властей лопнуло, и в канун 1971 года его исключают из членов Союза писателей СССР. Через год аналогичное положение сложилось с Литературным фондом и Союзом кинематографистов – Галича лишили членства этих сообществ.

Книга Александра Галича

Поэтическое наследие Галича состоит из множества произведений. Самую большую популярность у читателей приобрела его книга «Когда я вернусь», композиция под названием «Еще раз о черте»,и много других песен.

Могут быть знакомы

Фильмы

Вначале своей творческой биографии Александр трудился над созданием исключительно театральных пьес. В 1946-1959-м годах он стал автором шести пьес, среди которых наибольшую популярность получили «Пути, которые мы выбираем», «Улица мальчиков» и «Много ли человеку надо». В 1958-м Галич пишет пьесу, которую назвал «Матросская тишина». Премьера должна была состояться в «Современнике», который только что открылся. Однако спектакль так и не состоялся, его поставили гораздо позже, в 1988-м, когда автора не было в живых уже более десяти лет.

Кадр из фильма «Государственный преступник»

Сотрудничество Галича с кинематографом началось в 1954 году. Он стал автором сценариев к картинам «Государственный преступник», «На семи ветрах», «Бегущая по волнам», «Третья молодость». В 1964-м на экраны вышла лента «Государственный преступник», за которую автор сценария Александр Галич получил грамоту КГБ СССР.

Личная жизнь

Свою будущую супругу – актрису Валентину Архангельскую, Галич встретил в Ташкенте. Она была младшей сестрой дирижера и композитора Ростислава Архангельского. Романтические отношения Александра и Валентины длились до конца пребывания в Ташкенте, а вернувшись в Москву в 1942-м, они оформили свои отношения официально. С рождением детей затягивать не стали, спустя год их семья стала больше на одного человечка – дочку Александру(Алену), которая станет в свое время Заслуженной артисткой РФ, родит сына Павла Галича, кино и театрального актера.

Однако назвать личную жизнь Галича счастливой можно с большой натяжкой.

Сашеньке исполнилось всего два года, когда ее маме предложили работу в драматическом театре Иркутска, и женщина, не раздумывая, отправляется на новое место жительства. Расстояние между городами было очень большим, встречи мужа с женой случались все реже, пока не сошли на нет. Семейная лодка потерпела крушение, супруги развелись.

Александр Галич с женой Ангелиной

Александр недолго ходил в холостяках. В 1947 году в его личной жизни появилась Ангелина Шекрот, с которой он и прожил до самого конца своих дней. Женщина искренне любила поэта, поэтому не обращала внимания на его бесконечные романы на стороне, старалась обустроить семейное гнездышко, чтобы любимому хотелось возвращаться домой.

В 1967-м СМИ напечатали информацию, что поэт стал отцом внебрачного ребенка. У Галича на тот момент был роман с сотрудницей киностудии им.Горького Софьей Михновой-Войтенко. Мальчика назвали Гриша и он получил фамилию матери.

С каждым годом напряжение вокруг Александра Галича становилось все сильнее. Государство ущемляло права поэта, не давало возможности развивать дальнейшую карьеру. Власть стремилась сделать все от нее зависящее, чтобы Галич иммигрировал из страны. Долго ждать не пришлось, поэт уехал в 1974-м, и больше в СССР не вернулся.

Александр Галич с женой

Существует две версии случившегося. Одни источники утверждают, что Галич воспользовался израильской визой, а другие уверены, что поэт замаскировал эмиграцию под участие в норвежском семинаре и сумел беспрепятственно покинуть Советский Союз. Спустя четыре месяца после его отъезда все творческое наследие Галича запретили, изъяли из продажи все стихи, книги, музыкальные композиции и пьесы. Мало того, поэта лишили гражданства СССР.

Александр Галич с дочкой

После отъезда из Советского Союза Александр переехал в Норвегию. Там вышла его первая виниловая пластинка «Крик шепотом», состоящая из двенадцати композиций. Обложка украшена фотографией самого Галича, держащего в руках гитару. Через некоторое время бард поселился в Мюнхене, а потом сменил Германию на Францию, и последние годы своей жизни прожил в Париже.

Смерть

После окончательного переезда на постоянное место жительства, Галич и его жена начали обустраивать свой быт на новом месте. Однако этой идиллии не суждено было длиться долго. Вскоре с Галичем случился несчастный случай, который был уготован ему судьбой.

Однажды супруга ушла за покупками в магазин, а Александр решил заняться подключением телевизионной антенны. Каким образом он мог перепутать гнезда и воткнуть ее в гнездо под напряжением, теперь уже не узнать. Александр получил удар электрического тока, который и стал причиной его смерти 15 декабря 1977 года.

Когда жена вернулась, поэт еще был жив. Его можно было спасти, если бы вызванные медики быстрее приехали. Но, так как помощь вовремя не подоспела, Галич умер. Сразу после этого случая поползли слухи о не случайности происшедшего, говорили, что это убийство, причем заранее спланированное и подготовленное. Но эти домыслы не нашли подтверждения, парижские знакомые поэта – Владимир Максимов и Василий Бетаки, примчавшиеся на место происшествия, заявили, что Галич действительно умер в результате несчастного случая.

Могила Александра Галича

Похоронили Александра Галича 22 декабря 1977 года близ Парижа, на территории русского кладбища Сент-Женевьев-де-Буа. На могильной плите ошибочно указали год рождения поэта 1919-й, зато выгравировали надпись, цитату из «Евангелия от Матфея» — «Блажени изгнании правды ради».

12 мая 1988 года, дочь поэта, Алена Архангельская, подала ходатайство правительству СССР, и Александр Галич был восстановлен в Союзе кинематографистов, а 15 мая того же года и в Союзе писателей СССР. Летом 1993-го поэту вернули гражданство России.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Александр Галич

Биография

Александр Галич — автор и исполнитель песен, драматург и прозаик, поэт и сценарист. Настоящая фамилия мужчины — Гинзбург, а Галич — литературный псевдоним, который поэт составил с помощью букв из собственных фамилии, имени и отчества. Его творчество стало яркой страницей в русской культуре 60-х годов XX столетия.

Детство и юность

Александр Аркадьевич родился осенью 1918 года в украинском городе Днепре, в то время Екатеринославе, в семье евреев. Мать мальчика Фейга Борисовна Векслер работала в консерватории, а отец Арон Самойлович трудился в экономической сфере. Саша не единственный ребенок в семье, у мальчика был младший брат Валерий, который уже во взрослом возрасте работал кинооператором.

Когда Александру было 2 года, его семья переехала в Севастополь, а еще через 3 года — в Москву. Школу он заканчивал в столице России. Талант юного сочинителя родители и учителя заметили уже в детстве, первая публикация Галича появилась в «Пионерской правде», когда мальчику было 13 лет.

Уже в том возрасте Саша знал, что его профессия будет связана с творчеством, но до конца не мог определиться, в каком направлении. Поэтому, окончив 9-й класс, юноша почти в одно время поступил в Оперно-драматическую студию Константина Станиславского и Литературный институт, который вскоре бросил. А через 3 года ушел и из студии — после смерти Константина Сергеевича Галич не захотел учиться у других преподавателей.

В молодости поэт поступил в Театр-студию Алексея Арбузова и Валентина Плучека. Дебют Александра как драматурга состоялся через год учебы: в соавторстве с другими студентами он создал сценарий для спектакля «Город на заре», а также написал для пьесы песни и сыграл одну из ролей.

В начале войны молодого человека освободили от службы по медицинским показаниям — у барда обнаружили врожденный порок сердца. Позднее с геологоразведочной партией Галич отправился в Грозный и уже там поступил в драмтеатр, где работал несколько лет. Переезд поэта в Ташкент был связан со студией Арбузова, который создал театральную группу и пригласил туда бывших подопечных.

Музыка

Музыка в творческой биографии Галича появилась в конце 1950-х годов. Александр Аркадьевич писал и сам исполнял свои творения, играя на гитаре. При создании авторской песни бард отталкивался от традиции романса и вскоре стал одним из ярких представителей жанра. А с появлением первых магнитофонов, когда композиции записывали и слушали по несколько раз, менялись записями, Галич приобрел еще большую известность.

Уже позднее, создавая сборники, автор не включал в них первые записанные опыты. А несколько произведений 1959–1962 годов были запрещены государственными органами СССР, поскольку, на их взгляд, не соответствовали советской эстетике. Страдая от несправедливости по отношению к собственному творчеству, Галич все равно продолжал сочинять стихи для песен, которые с каждым разом становились все более глубокими и острыми в политическом и социальном плане.

Александр Галич — «Когда я вернусь»

В 1962 году Александр Аркадьевич написал стихотворение «Облака плывут в Абакан» — философское рассуждение, затронувшее тему лагерей, тяжелого труда и народной апатии, выраженной в алкогольном забытьи. Позднее эту композицию перепел в оригинальной аранжировке Андрей Макаревич.

Авторские песни содержали тексты антисоветской направленности, отражавшие реалии времени и включавшие в себя резкие высказывания, далекие от классических литературных канонов. Таким, например, стало сочинение «Ночной разговор в вагоне-ресторане», в котором через монолог персонажа раскрывались события, последовавшие после XX съезда КПСС, в частности снос памятников Иосифу Сталину.

Конечно, все это в конце концов привело к конфликту с государственной властью. Барду запретили давать концерты, выпускать стихи и записывать пластинки. Но Галича это не испугало — он стал одним из немногих творцов, кто выбрал свободу, отказавшись от комфортной и благополучной жизни.

Наперекор запрету поэт тайком устраивал выступления в квартирах, его слушатели записывали и распространяли кассеты с песнями. Однако работники КГБ четко отслеживали эти моменты, магнитофонные записи часто изымали, а появления на сцене требовали отменить.

Однако это не самое плохое, что ожидало Александра Аркадьевича. Весной 1968 года автор принял решение выступить на публичном концерте, который состоялся в рамках фестиваля авторской песни в Новосибирске. В числе других своих произведений музыкант исполнил песню «Памяти Б. Л. Пастернака». А через месяц после этого события в местной новосибирской газете появилась публикация, где Галича подвергли общественному порицанию. Сразу же в его адрес начали поступать угрозы, последовал полный запрет на исполнение песен и репрессии.

Александр Галич — «Еще раз о черте»

В 1970 году на свет появилась яркая поэма Галича «Кадиш». В интервью автор сообщил, что название произведения обозначает еврейскую поминальную молитву, произносимую сыном в память о покойном отце. Само же сочинение Александр Аркадьевич посвятил памяти Януша Корчака, знаменитого писателя, доктора и педагога из Польши, который во время Второй мировой войны погиб вместе с воспитанниками в фашистском лагере Треблинка.

Пытаясь игнорировать реакцию властей, через год Александр Галич выпустил первую книгу «Песни». Печатью занималось «антисоветское» иностранное издательство «Посев». За это в 1971-м, прямо перед Новым годом, певца исключили из Союза писателей СССР, а в следующем году он перестал быть членом Литературного фонда и Союза кинематографистов.

За время работы как автор песен и стихов Галич создал много произведений. Поклонникам барда навсегда полюбились книга «Когда я вернусь», «Баллада о вечном огне», песня «Еще раз о черте» и многие другие сочинения.

Театр и фильмы

В ранний период жизни драматург Галич создавал только театральные пьесы. В период с 1946 по 1959 год он написал 6 произведений драматического жанра, в числе которых «Улица мальчиков», «Пути, которые мы выбираем», «Много ли человеку надо» и пр. В 1958 году Александр Аркадьевич создал сочинение под названием «Матросская тишина». Премьеру планировалось провести в театре «Современник», который на тот момент только открывался. Однако дебюту не суждено было состояться, и впервые зрители увидели постановку уже после смерти автора, в 1988 году.

В 1954-м бард создал первые сценарии для фильмов. Наиболее запоминающимися для зрителей и кинокритиков стали картины «На семи ветрах», «Государственный преступник», «Третья молодость», «Бегущая по волнам». В 1964 году за картину «Государственный преступник» Галича наградили грамотой КГБ СССР. В фильмографию Александра Аркадьевича вошли также сценарии проектов для детей, в частности мультфильма «Мальчик из Неаполя», снятого по книге Джанни Родари.

Личная жизнь

С будущей женой Валентиной Архангельской Галич познакомился в Ташкенте. Женщина была актрисой. Ее старший брат Ростислав Архангельский — дирижер и композитор. Некоторое время молодые люди встречались, а после переезда в Москву решили узаконить отношения. Почти сразу после свадьбы они стали задумываться о детях, поэтому уже через год Валентина родила мужу дочь Александру. Однако личная жизнь поэта не всегда была счастливой.

Через 2 года после рождения совместного ребенка Валентина приняла решение о переезде в Иркутск, поскольку получила в местном драмтеатре должность ведущей артистки. Отношения на расстоянии сложно давались молодым людям, и со временем разлука привела к разводу.

Александр Аркадьевич недолго страдал от одиночества и в 1947 году снова вступил в брак. На этот раз избранницей поэта стала Ангелина Николаевна Шекрот. Несмотря на увлечения мужа, женщина была с ним до смерти, ждала его дома и до последнего любила. В 1967 году в прессе появилась информации о появлении у Галича внебрачного сына. Его родила работавшая на киностудии имени Горького Софья Михнова-Войтенко. Мальчика назвали Гришей и записали на фамилию матери.

Эмиграция

Последние годы жизни были для Александра Галича напряженными. Ущемляя его права как автора и исполнителя песен, преграждая путь к дальнейшему развитию карьеры, государственные власти поспособствовали тому, чтобы в 1974 году поэт эмигрировал из СССР.

В источниках тех лет озвучены две версии того, как Галич это сделал. Одни говорили, что по визе Израиля, а другие утверждали, что эмиграция состоялась под видом выезда на норвежский семинар. Через 4 месяца после этого все произведения Александра Аркадьевича — книги, песни, стихи и пьесы — запретили в СССР и лишили музыканта гражданства.

Покинув Советский Союз, Александр Галич поселился в Норвегии. Там он выпустил первую виниловую пластинку A Whispered Cry («Крик шепотом») с 12 композициями. На обложке пластинки размещено фото автора с гитарой в руках. Позднее Галич переехал в Мюнхен, а затем уже для постоянного места жительства выбрал Париж.

Смерть

После переезда в другую страну Александр Аркадьевич обустраивал жизнь вместе с супругой. Однако их идиллия на новом месте длилась недолго. Трагедия, произошедшая с поэтом, видимо, была предначертана судьбой.

В один из дней жена Галича отправилась в магазин за покупками, а музыкант в это время решил самостоятельно подключить антенну к телевизору. В результате удара током бард скончался 15 декабря 1977 года. Причиной смерти стал электрический разряд, который мужчина получил из-за неверного обращения с проводами.

Когда Галича обнаружила жена, он был еще жив, но, поскольку медики долго добирались до места трагедии, спасти Александра не удалось. Некоторое время ходили слухи, что поэт умер не случайно, и это было заранее подготовленное и спланированное убийство. Однако эта версия не нашла подтверждений, и все, кто был на месте смерти Галича, также заявляют о несчастном случае. Похороны Александра Аркадьевича прошли через 7 дней после смерти. Могила поэта находится в Париже, на русском кладбище.

Александр Галич — биография, новости, личная жизнь

Александр Галич

Александр Аркадьевич Галич (настоящая фамилия — Гинзбург). Родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе — умер 15 декабря 1977 года в Париже. Советский поэт, сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель собственных песен.

Александр Гинзбург, ставший известным под псевдонимом Галич, родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе (позже — Днепропетровск, ныне — Днепр) в еврейской семье.

«Галич» — литературный псевдоним, образованный от букв собственных фамилии («Г»), имени («Ал») и отчества («ич»).

Отец — Арон Самойлович Гинзбург, экономист.

Мать — Фейга (Фанни, Фаина) Борисовна Векслер, работала в консерватории.

Младший брат — Валерий Гинзбург, кинооператор.

Дядя — Лев Самойлович Гинзбург, литературовед.

Семья Гинзбургов жила в Екатеринославе в доме № 74 по улице Казачьей. В 1920 году семья переехала в Севастополь, а в 1923 году — в Москву, где поселились в доме Дмитрия Веневитинова в Кривоколенном переулке (в этом доме Александр Пушкин впервые читал трагедию «Борис Годунов»).

В Москве окончил школу 24 БОНО (ныне № 1227).

Александр Галич в детстве с младшим братом

Впервые опубликовал стихотворение «Мир в рупоре» в газете «Пионерская правда» 23 мая 1932 года за подписью Александр Гинзбург.

После девятого класса Галич почти одновременно поступил в Литературный институт и в Оперно-драматическую студию Станиславского, ставшую последним курсом Станиславского, который он не успел выпустить. Литературный институт вскоре бросил, а через три года оставил и Оперно-драматическую студию — в 1939 году перешёл в Театр-студию Алексея Арбузова и Валентина Плучека. В феврале 1940 года студия дебютировала спектаклем «Город на заре» с коллективным авторством. Одним из авторов пьесы стал Галич. Это был его дебют в драматургии. Для этой пьесы и спектакля он написал также песни. В спектакле он исполнял роль комсорга стройки Борщаговского.

С началом войны был призван в армию. Однако медицинская комиссия обнаружила у него врождённый порок сердца и освободила от службы. Галич устроился в геологоразведочную партию и отправился на юг. На юге, в городе Грозном он попал в местный драматический театр, в котором и работал до декабря 1941 года. Отсюда Галич уехал в Ташкент, где Арбузов начал формировать театральную группу из своих бывших студийцев.

В конце 1950-х годов Галич начал сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Отталкиваясь от романсовой традиции и искусства Александра Вертинского, Галич стал одним из ярких представителей жанра русской авторской песни, который вскоре развили другие барды и который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность. В этом жанре Галич сформировал особое направление.

Ранние свои песни 1940-1950-х годов Галич впоследствии не включал в сборники.

Первые песни — «Леночка» (1959), «Про маляров, истопника и теорию относительности» и «Закон природы» (обе 1962) — будучи относительно безобидными в политическом отношении, не совпадали с официальной советской эстетикой. Так начался перелом в творчестве благополучного советского литератора.

Ему способствовала и история с несостоявшейся премьерой пьесы Галича «Матросская тишина», написанной для создававшегося театра «Современник». Уже отрепетированную пьесу запретили к показу, заявив автору, что он искажённо представляет роль евреев в Великой Отечественной войне. Этот эпизод Галич потом описал в автобиографической повести «Генеральная репетиция» (закончена в 1973 году).

Александр Галич — Ночной разговор в вагоне-ресторане

Александр Галич — Леночка

В 1971 году Галич был исключён из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года (этому посвящена песня «От беды моей пустяковой»), а в 1972 году — из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 года.

Фактически после этого он был доведён до состояния нищенства. Его не принимали на работу, и он был лишён возможности заработать себе на хлеб. Первое время Галич продавал редкие книги из своей обширной библиотеки, потом стал подрабатывать «литературным негром»-подправлять чужие сценарии. Но денег всё равно не хватало, тем более, что кормить приходилось не только себя и жену, но и матерей обоих, и семью своего внебрачного сына Гриши, рождённого в 1967 году.

В 1972 году, после третьего инфаркта, Галичу дают вторую группу инвалидности и пенсию в 54 рубля в месяц. Ему настойчиво предлагают уехать, но Галич всё время отказывается сделать это добровольно.

В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать. 22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР. Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на радиостанции «Свобода».

Был членом Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС).

Смерть Александра Галича

Умер 15 декабря 1977 года около 14:00, в результате несчастного случая, на 60-м году жизни. Галич трагически погиб от удара электрическим током при подключении антенны к телевизору.

Существует версия, что это было тщательно спланированное и заранее подготовленное убийство. Между тем парижские знакомые Галича (Владимир Максимов, Василий Бетаки) заявляли, что причиной его смерти стал именно несчастный случай: «Я, Василий Бетаки, пришёл вместе с В. Максимовым, редактором журнала «Континент», в квартиру Галича минут через 20 после его смерти. В квартире были пожарные и врач. Врач показал мне и В. Максимову чёрные полосы на руках от антенны (двурогой), которую Галич стал поправлять, предварительно воткнув её вилку в гнездо под напряжением, причём он не заметил нужного гнезда и, чтобы воткнуть антенну, он плоскогубцами сдавил контакты вилки и таким образом воткнул вилку в запрещённое для неё гнездо. Таков был вывод врача-реаниматора. Все прочие утверждения о причине смерти А. А. Галича, на мой взгляд, являются домыслами».

Другую версию приводил Михаил Шемякин: «Конечно, никакое КГБ, никто за ним не охотился. Просто безграмотность, потому что он купил аппаратуру, мы хотели с ним сделать пластинку. Но master tape он решил делать сам у себя дома. Жена ушла в магазин, он стал возиться с аппаратурой, ничего не понимая, что куда включать. Знаете, так, по-русски: включим сюда. И, в общем, сделал так, что замкнул где-то эту аппаратуру, и когда он к ней прикоснулся — всё, его убило током. Его било и он не мог… И когда жена прибежала из магазина, увидела, что он уже бьётся в судорогах, но уже кровь, видно, разложилась на составные, и Саша умер».

Жена Ангелина Николаевна рассказывала: «Саша давно мечтал о какой-то необыкновенной стереосистеме «Грюндиг». Когда её привезли к нам, рабочие сказали, что подключать её должен завтра специалист. Я ушла в магазин, а Саша стал чего-то соединять, взялся за батарею отопления, его пронзило током, и, когда я вернулась, он лежал без сознанья, но живой. Я бросилась звонить, но все дело решали минуты и, пока ехали врачи, Саша умер у меня на руках».

На следующий день после кончины Галича два московских театра — на Таганке и «Современник» — в антрактах провели митинги его памяти. В Театре Сатиры после окончания спектакля был устроен поминальный вечер. Стихи Галича читал Александр Ширвиндт.

Александр Галич был похоронен 22 декабря 1977 года, недалеко от Парижа, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (фр. cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois). Год рождения поэта на плите указан ошибочный — 1919.

На могильной плите выбита надпись: «Блажени изгнани правды ради».

могила Александра Галича

12 мая 1988 года по ходатайству дочери поэта, Алёны Архангельской, Александра Галича восстановили в Союзе кинематографистов СССР, а 15 мая 1988 года — в Союзе писателей СССР. Летом 1993 года Александру Галичу было возвращено российское гражданство.

17 октября 1998 года, накануне 80-летия, на доме № 4 по улице Черняховского в Москве была установлена и открыта М. А. Менем мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1956 года жил до своего изгнания в 1974 году русский поэт и драматург Александр Галич. Блажени изгнани правды ради».

Личная жизнь Александра Галича:

Дважды был женат.

Первая жена — актриса Валентина Дмитриевна Архангельская (20.08.1919 — 28.12.1999), младшая сестра композитора и дирижёра Ростислава Дмитриевича Архангельского. Познакомились в Ташкенте. Поженились в 1942 году после возвращения в Москву.

21 мая 1943 года у них родилась дочь Алёна Александровна Галич-Архангельская, актриса.

В 1945 году Валентина Архангельская получает место ведущей актрисы в Иркутском Драматическом театре и уезжает из Москвы. Это со временем приводит их к разводу.

Внук — Павел Галич (урожденный Старостин; родился 20 октября 1983 года), актер театра и кино.

Алена — дочь Александра Галича

Вторая жена — Ангелина Николаевна Шекрот (Прохорова). Поженились в 1947 году.

Александр Галич и Ангелина Шекрот

3 сентября 1967 года у Галича вне брака родился сын Григорий, получивший фамилию матери Михнов-Войтенко. Мать мальчика — Софья Михнова-Войтенко (ум. 1973), в то время жена журналиста и историка радио Александра Шереля, художник по костюмам киностудии имени Горького (ранее была замужем за художником-нонконформистом Евгением Михновым-Войтенко). Сын — религиозный деятель.

Григорий Михнов-Войтенко — сын Александра Галича

Фильмография Александра Галича:

1967 — Бегущая по волнам (Running on Waves / Бягаща по вълните) — вокал
1988 — Два часа с бардами (документальный) — вокал
2010 — Виктор Некрасов. Вся жизнь в окопах (документальный)

Сценарии Александра Галича:

1950 — В степи (короткометражный)
1954 — Верные друзья
1955 — Упрямое тесто (анимационный)
1956 — Сердце бьётся вновь.
1958 — Мальчик из Неаполя (анимационный)
1960 — Трижды воскресший
1962 — На семи ветрах
1962 — Летающий пролетарий (анимационный)
1964 — Государственный преступник
1965 — Третья молодость (Nuit des adieux, La)
1965 — Дайте жалобную книгу
1967 — Бегущая по волнам (Running on Waves / Бягаща по вълните)
1968 — Русалочка (анимационный)
1970 — Вас вызывает Таймыр
1982 — Приключения волшебного глобуса, или Проделки ведьмы (анимационный)
1997 — Матросская тишина (фильм-спектакль)

Библиография Александра Галича:

1942 — Мальчики и девочки. Стихи (под фамилией Гинзбург)
1969 — «Песни»
1971 — «Поэмы России»
1972 — «Поколение обречённых»
1974 — «Генеральная Репетиция». Автобиографическая книга воспоминаний
1975, 1977 — «Когда я вернусь»
1981 — «Когда я вернусь»: Полное собрание стихов и песен

Пьесы Александра Галича:

1939-40 — Город на заре (совместно с А. Н. Арбузовым и коллективом Театра-Студии)
1939-1941 — Дуэль (совместно с Исаем Кузнецов, Вс. Багрицким)
1945-46 — Рассвет (под псевдонимом «А. Гай»)
1945−56, 1974 — Матросская тишина
1946 — Улица мальчиков (совместно с И.Кузнецовым)
1946-47 — Походный марш, или За час до рассвета
1947 — Вас вызывает Таймыр (совместно с К. Ф. Исаевым)
1949-50 — Москва слезам не верит, или Положение обязывает (совместно с Г. Н. Мунблитом)
1953-54 — Пути, которые мы выбираем
1956 — Август
1958 — Пароход зовут «Орлёнок»
1959 — Много ли человеку надо?!
1967 — Будни и праздники (совместно с И.Грековой (Е.Вентцель) по её повести «За проходной»)

Песни Александра Галича:

Олимпийская сказка;
Веселый разговор;
Больничная цыганочка;
Отрывок из радио-телевизионного репортажа о футбольном матче между сборными командами Великобритании и Советского Союза;
Все не вовремя;
Из беседы с туристами из Западной Германии;
Леночка;
Закон природы (Подражание Беранже);
Песня про велосипед;
Песня о ночном полете;
Колыбельный вальс;
Старая песня;
Маленькая поэма;
Песня о синей птице;
Петербургский романс;
Так жили поэты;
На сопках Манчжурии;
Новогодняя фантасмогория;
Чехарда с буквами;
Жуткое столетие;
Снова август;
Дикий запад;
Отчий дом;
Вот пришли и ко мне седины. ;
Смерть Ивана Ильича;
Пейзаж;
Баллада о стариках и старухах, с которыми я вместе жил и лечился в санатории областного совета профсоюза в 110 км от Москвы;
Фарс-гиньоль;
О том, как Клим Петрович добивался, чтоб его цеху присвоили звание «Цеха коммунистического труда», и не добившись этого — запил;
Засыпая и просыпаясь;
Поэма о Сталине;
Песок Израиля;
Возвращение на Итаку;
Песенка о диком Западе, или Письмецо в Москву, переправленное с оказией;
Мы не хуже Горация;
Номера;
Острова;
Баллада о том, как едва не сошел с ума директор антикварного магазина N 22 Копылов Н.А., рассказанная им самим доктору Беленькому Я.И;
Баллада о сознательности;
Ей страшно. И душно. И хочется лечь. ;
Песня про несчастливых волшебников, или эйн, цвей, дрей!;
Прощание;
Заклинание Добра и Зла;
Салонный романс;
Читая «Литературную газету»;
Бирюльки;
Песня о Прекрасной даме;
Старый принц;
Баллада о том, как одна принцесса раз в два месяца приходила поужинать в ресторан «Динамо»;
Когда-нибудь дошлый историк. ;
Ночной дозор;
Королева материка;
Песенка-молитва, которую надо прочесть перед самым отлетом;
Счастье было так возможно;
Горестная ода счастливому человеку;
Когда я вернусь;
Опыт прощания;
Фантазии на русские темы для балалайки с оркестром и двух солистов — тенора и баритона;
Левый марш;
Легенда о табаке;
Старательский вальсок;
Песенка про Красного петуха;
Опыт отчаянья;
За семью заборами;
Ошибка;
Слушая Баха;
«На реках Вавилонских»;
Фестиваль песни в Сопоте в августе 1969;
Рассказ, который я услышал в привокзальном шалмане;
Разговор с музой;
Воспоминания об Одессе;
По образу и подобию, или, как было написано на воротах Бухенвальда: Jedem das Seine — «Каждому — свое»;
Поезд;
Опыт ностальгии;
Вальс его величества или размышления о том, как пить на троих;
Баллада о вечном огне;
Переселение душ;
Желание славы;
История одной любви, или как все это было на самом деле;
Кумачовый вальс;
Облака плывут в Абакан;
Плач Дарьи Коломийцевой по поводу запоя ее супруга — Клима Петровича;
Предостережение;
Красный треугольник;
Композиция N 27, или троллейбусная абстракция;
Городской романс;
Памяти Жеваго;
Прощание с гитарой;
От беды моей пустяковой. ;
Занялись пожары;
Вальс-баллада про тещу из Иванова;
Право на отдых;
Плясовая;
Запой под Новый год;
Притча;
Гусарская песня;
Юз;
Цыганский романс;
После вечеринки;
Песня о последней правоте;
Бессмертный Кузьмин;
Вальс, посвященный уставу караульной службы;
Заклинание;
Съезду историков;
Век нынешний и век минувший;
Из речи на встрече с интеллигенцией;
Вечный транзит;
Песня — баллада про генеральскую дочь;
Прилетает по ночам ворон. ;
О том, как Клим Петрович восстал против экономической помощи слаборазвитым странам;
Баллада о чистых руках;
Памяти Б.Л. Пастернака;
Летят утки;
Я выбираю свободу;
Священная весна;
О том, как Клим Петрович сочинил научно-фантастическую колыбельную, укачивая своего племянника — Семена, Клавкиного сына;
Спрашивайте, мальчики!;
Неоконченая песня;
Телефон, нишкни, замолкни. ;
Командировочная пастораль;
Песня про счастье;
Песня об отчем доме;
О том, как Клим Петрович выступал на митинге в защиту мира;
Слава героям;
Песня исхода;
Письмо в семнадцатый век;
Марш мародеров;
Упражнения для правой и левой руки. ;
Уходят друзья;
Виновники найдены;
Опыты;
Черновик эпитафии;
Реквием по неубитым;
Я в путь собирался всегда налегке. ;
Псалом;
Признание в любви;
Баллада о прибавочной стоимости;
Песня о Тбилиси;
Я принимаю участие в научном споре между доктором филологических наук, проф. Б.А.Бяликом и действительным членом Академии Наук СССР С.Л. Соболевым по вопросу о том, может ли машина мыслить;
Песня про майора Чистова;
Еще раз о черте


источники:

http://24smi.org/celebrity/7596-aleksandr-galich.html

http://stuki-druki.com/authors/Galich-Alexandr.php