А И Чмыхало биография

Реестры памятных знаков, установленных по проекту «Наследие Красноярского края»

Чмыхало Анатолий Иванович (1924 — 2013)

Информационная справка:

Анатолий Иванович Чмыхало родился 24 декабря 1924 года в селе Вострово Алтайского края. Окончил среднюю школу в Алма-Ате. Участник Великой Отечественной войны, был тяжело ранен, награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями. Демобилизовавшись, продолжил учебу в Алма-Атинском юридическом институте. В 1947 году переехал в Красноярский край. Работал в Ачинском драматическом театре, в газете «Красноярский рабочий», с 1962 по 1976 год – главный редактор альманаха «Енисей», с 1963 по 1976 год возглавлял Красноярскую писательскую организацию.

Литературную работу начинал как поэт. В 1951 году в Абакане вышла первая книга стихов «Земляки». В 1963 году Анатолий Иванович был принят в Союз писателей СССР. Известность автору принесли исторические романы и повести. На их страницах А. Чмыхало воссоздал переломные моменты жизни Енисейского края, открыл читателям неизвестные страницы истории Сибири, наполнив жанр исторического романа особым, сибирским колоритом. По произведениям А. Чмыхало поставлены спектакли в театрах России, по повести, написанной в соавторстве с А. Кериным, в 1981 году снят фильм «Не ставьте Лешему капканы…» (реж. В. Саруханов).

Анатолий Чмыхало является Почетным гражданином города Красноярска (1994), заслуженным работником культуры РСФСР (1975), почетным профессором Красноярского педагогического университета имени В. П. Астафьева. Награжден орденом «Знак Почета» (1971), орденом Дружбы народов (2000), знаком отличия «За заслуги перед городом Красноярском» (2000), медалями.

Литература:

Шапошников В. Анатолий Чмыхало : очерк творчества. – Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1974. — 94 с.

Наш Анатолий Чмыхало : к 75-летию писателя А. И. Чмыхало / авт.-сост. О. А. Карлова, В. В. Чагин; авт. проекта В. С. Корчагин; фото В. И. Чин-Мо-Цай. – Красноярск : Красноярское кн. изд-во, 1999. — 159 с.

Самотик Л. Г. Словарь исторической прозы А. И. Чмыхало. – Красноярск : Кларетианум, 1999. — 609 с.

Самотик Л. Г. Литературный ономастикон на материале дилогии А. И. Чмыхало : словарь / М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева». – Красноярск : Изд-во КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005. — 225 с.

Винская Л. А. Огонь на себя : Творческая судьба русского писателя Анатолия Чмыхало. – Красноярск : Поликор, 2009. — 221 с.

Анатолий Чмыхало — об авторе

Информация

Биография

Анато́лий Ива́нович Чмыха́ло — советский русский писатель, журналист.
В 10 лет остался без матери. Семья переехала сначала в Колпашево, затем в Алма-Ату, где он окончил среднюю школу.
С 1941 года учился в Московском юридическом институте, однако со второго курса ушёл на фронт. В качестве командира взвода разведки воевал под Ростовом и Луганском. Осенью 1943 года в боях на реке Миус был тяжело ранен и контужен.
Окончил учёбу в Алма-Атинском юридическом институте. С 1947 года по 1962 год жил в Абакане. Работал собственным корреспондентом газеты «Красноярский рабочий» по Хакасской автономной области. C 1962 года — ответственный секретарь Красноярской писательской организации, главный…

Анато́лий Ива́нович Чмыха́ло — советский русский писатель, журналист.
В 10 лет остался без матери. Семья переехала сначала в Колпашево, затем в Алма-Ату, где он окончил среднюю школу.
С 1941 года учился в Московском юридическом институте, однако со второго курса ушёл на фронт. В качестве командира взвода разведки воевал под Ростовом и Луганском. Осенью 1943 года в боях на реке Миус был тяжело ранен и контужен.
Окончил учёбу в Алма-Атинском юридическом институте. С 1947 года по 1962 год жил в Абакане. Работал собственным корреспондентом газеты «Красноярский рабочий» по Хакасской автономной области. C 1962 года — ответственный секретарь Красноярской писательской организации, главный редактор журнала «Енисей» (1962—1976).
Похоронен на Бадалыкском кладбище в Красноярске.

Литературную работу начинал как поэт. Цикл стихов был опубликован в журнале «Октябрь» (1949 год) А уже в 1951 году в Абакане вышел первый его поэтический сборник «Земляки». В 1956 году дебютировал как драматург. Его пьеса «Судьба Коронотовых» прошла в ряде театров.
В конце 1950-х гг., обратившись к истории, взялся за роман «Половодье». Первая книга вышла в 1959 году, а вторая — в 1961 году. В этой дилогии писатель рассказывает о гражданской войне в Сибири, объективно показывая события того времени. Об успехе романа говорит тот факт, что «Половодье» переиздавалось пять раз массовыми тиражами.
Позже продолжил эту тему в романе «Отложенный выстрел». Его перу принадлежит книга об освоении целины «Нужно верить». Судьбам своего поколения Анатолий Чмыхало посвятил роман «Три весны». Исторические сюжеты создания города Красноярска и других событий 17 века на берегах Енисея легли в основу романов «Дикая кровь» и «Опальная земля»: проза Анатолия Чмыхало дала обильную пищу для исследования историков, этнографов, этнопсихологов, фольклористов. В 2007 году писатель публикует дилогию в стихах и прозе «В царстве свободы», состоящую из романов «Ночь без сна» и «Плач о России», а потом снова возвращается к стихам: в 2009 году выходит его сборник «Самородки: Нецензурные стихи», в 2011 году вышла вторая часть этой поэтической дилогии — «Россыпи. Озорные стихи».

Библиография

«Земляки» (Стихи), 1951 г.
«Страда» (Стихи), 1955 г.
«Половодье» (Роман), 1959-61 гг.
«Нужно верить» (Роман), 1964 г.
«Три весны» (Роман), 1969 г.
«Дикая кровь» (Роман), 1979 г.
«Отложенный выстрел» (Роман), 1981 г.
«Опальная земля» (Роман), 1986 г.
«Седьмая беда атамана» (Роман), 1994 г.
«Ночь без сна» (Роман), 2003 г.
«Плач о России» (Роман), 2007 г.
«Самородки: Нецензурные стихи» (Стихи), 2009 г.
«Россыпи. Озорные стихи» (Стихи), 2011 г.

«Дикая» и «опальная» Сибирь Анатолия Чмыхало История без цензуры и купюр как творческое завещание писателя

У него было два дня рождения. Первый – настоящий – летом 1925-го. Второй – паспортный – зимой 1924. Толя Чмыхало, простой парень из Алма-Аты, придумал его себе, чтобы попасть на фронт, – обманул военкомат. По-другому поступить не мог – бескомпромиссный, честный, страстный борец за правду, он остался таким на всю жизнь. Жизнь, которую без остатка посвятил Красноярскому краю.

Актер и журналист

На самом деле Анатолий Чмыхало был, наверное, и не таким простым парнем. Его прапрадед, как гласит семейное предание, был известным кобзарем на Украине. Говорят, даже встречался с Пушкиным. Дед писателя окончил юридический факультет Киевского университета, к нему как к мировому судье шли за правдой и справедливостью крестьяне Алтая. Писал стихи, пел, хорошо играл на гармони. Отец с матерью образования не получили, но Иван отважно воевал против Колчака, был командиром роты. С него, как признался сам Анатолий Иванович, был написан образ Романа Завгороднего в романе «Половодье». Этой книгой в далеком 1959-м Анатолий Чмыхало заявил о себе как о самобытном писателе-романисте с ярким творческим почерком. С этой книгой вошел в Союз писателей СССР по рекомендации Константина Паустовского.

Но это было потом, позже – после войны, театра и сибирской журналистики.

Школьный выпускной Анатолия Чмыхало, как у тысяч советских мальчишек, состоялся в канун войны. В 1942-м ему удалось попасть в артиллерийское училище в Красноярске и после его окончания – на фронт. В боях за Донбасс, при форсировании реки Миус, молодой боец был тяжело ранен и контужен, в мае 1944 года после госпиталя его комиссовали. Вернулся в Сибирь двадцатилетним инвалидом первой группы – в Ачинск он приехал на костылях. Позже он напишет об этом времени книгу «Три весны» – о своем поколении, войне, которую он прошел, и мирном времени, в котором приходилось учиться жить заново. Но в 60-е годы цензура такую военную правду не пропускала: слишком тяжела окопная действительность, слишком много критики в адрес командования, слишком трагичны последствия его ошибок. Весь отпечатанный тираж – 25 тысяч экземпляров – будет сожжен.

– Книги как дети, – скажет писатель потом, – невозможно пережить, когда их казнят…

Но все-таки он справится и с этой болью: фронтовику в мирной жизни стыдно отступать.

В послевоенном Ачинске Анатолий Иванович начал работать в газете «Ленинский путь».

В журналистику я попал, можно сказать, случайно, – вспоминал он. – В Ачинске пошел в горком комсомола, чтобы помогли с работой. Мне сказали: «Есть у нас одна должность в редакции газеты «Ленинский путь»… Но так вы ведь писать не умеете. Сходите на всякий случай, может, примут».

Газетой «Ленинский путь» руководил Полежаев Василий Фокич. Журналистский опыт у него был большой: он долгое время работал поваром в геологической партии на Севере и там выпускал стенгазету. Вот так и началась журналистская карьера писателя, которая продлилась без малого 14 лет. В 40-х годах раскрылось и другое его дарование – актерское, которое связало его и с Ачинским драматическим театром, и даже с Алматинским театром, где в военные годы в эвакуации работал легендарный создатель БДТ Георгий Товстоногов. Сибирь осталась главной любовью всей жизни Анатолия Чмыхало, но его профессионально поставленный голос, удивительно притягательную манеру рассказчика оценили тысячи читателей-сибиряков во время памятных встреч с писателем.

И театр, и война, и работа в газете – все это тернистый путь к писательству, а другого не бывает, – говорил он потом. – Только через страдания и сострадание можно стать писателем. Мне с детства довелось понять, что на этой земле просто так ничего не возьмешь, ничего не добьешься. Уверен, что любого писателя, если ты серьезно занимаешься литературой, натолкнули на это занятие трудности детства, опыты своего и чужого горя. Еще школьником я почувствовал, что должен писать. Меня постоянно тянуло к этому.

Первая серьезная публикация будущего писателя состоялась в журнале «Октябрь», потом вышли в свет две книжки лирики. В то же время писатель работал над первым своим историческим романом «Половодье». Уже этот первый роман проявил главный стержень прозы Чмыхало – тщательную историческую достоверность событий.

Любой мой роман могу взять и без всякой помпы скажу: если историки знают что-то по тому периоду, который в нем описан, то я знаю по нему все, – делился он. – Не абсолютно все, но все, что сохранилось в архивах, и даже больше. Потому что я ведь и с людьми говорил – потомками моих героев, и те места исходил-изъездил, где они когда-то жили…

Вот это стремление докопаться до исторической правды и привело его во время работы над «Половодьем» к Анне Тимиревой, гражданской жене адмирала Колчака. Писателя коробила традиция того времени изображать адмирала исключительно карикатурно. Найти Анну Васильевну ему помог бывший жандармский полковник Николай Петрович Персидский, в середине 50-х годов работавший сторожем в одном из магазинов Абакана. По его совету Анатолий Иванович нашел тюремное дело княгини Тимиревой. Сама же Анна Васильевна «нашлась» в Рыбинске, где работала художницей в городском театре. Никто в Советской России, кроме молодого журналиста из Абакана, не проявил к ней при ее жизни интереса – Анатолию Ивановичу она и отдала свои дневники и стихи.

– Она говорила о Колчаке, а я, затаив дыхание, слушал, и передо мной возникал образ ученого и поэта, – вспоминал писатель. – Орлиный нос, глубоко посаженные умные глаза. И горькая ирония где-то у самых уголков рта.

Анатолий Иванович рассказывал потом, что эта встреча многое в нем поменяла: ему открылись неоднозначность и драматизм событий 20-х годов в Сибири. Удивительно, но эта встреча во многом предопределила образы и сюжеты его будущих исторических книг «Дикая кровь», «Опальная земля», «Отложенный выстрел».

На самой вершине

У Анатолия Ивановича была счастливая писательская судьба – большинство его романов и повестей смогли прочесть современники. Он руководил Красноярской писательской организацией, был главным редактором альманаха «Енисей», занимался с творческой молодежью. За заслуги в развитии советской литературы был награжден орденом «Знак Почета» – и это в дополнение к ордену Отечественной войны II степени и нескольким медалям.

Но… Изменилась эпоха, изменились люди. Изменилось ли предназначение книг (писатель-историк видел его как «очищение души и камертон чувств и мыслей человечества»), покажет время. Анатолия Ивановича не стало в прошлом году. Но с нами остались 15 его книг, несколько пьес и киносценариев и добрая память людей, которые ценят его как любимого писателя – верного летописца земли сибирской. Остались среди нас его близкие и любимые люди – преданная дочь, филолог и философ Ольга Анатольевна Карлова, внуки Иван Карлов и Анатолий Чмыхало, правнук Данилка. Род писателя жив. И вместе с ним мы все являемся наследниками сибирского историка-романиста.

К нам обращены его заветные слова:

К старости как будто поднимаешься на самую вершину и с нее видишь, что тебе скоро уходить, и хочется сказать: «Люди, не творите бесчестия, чтобы они не легли тяжелым грузом на ваших детей и внуков».

Уроки истории – уроки нравственности и мудрости. Революции, братоубийственные войны, смуты – не «победный финал», это лишь страшное начало насильственного круга, который замкнется только всеобщим покаянием. Каждый из нас – и все мы вместе ответственны за то, что происходит в нашей стране, в нашу эпоху.

Наш край – это сердце не только Сибири, но всей страны. Я уверен, что будущее наше будет коваться не в центре, а именно на местах. И в первую очередь здесь, в Красноярском крае. Самое большое богатство сибиряков – это духовность. Потому что Сибирь – территория исконно свободная, она взрастала на демократии. Здесь никогда не было крепостного права, не было драконовских законов, которые процветали в центре. В то же время в сибиряках нет равнодушия Запада, где люди живут для себя. Наш человек живет для идеи. Раз мы согласились везти ношу сибиряка, делать нужно это хорошо, с пониманием. Мы все строители неповторимой сибирской, красноярской жизни. Это нужно помнить.


источники:

http://www.livelib.ru/author/206731-anatolij-chmyhalo

http://gnkk.ru/articles/dikaya-i-opalnaya-sibir-anatoliya-chmykhalo/