А Г Венецианов биография

А. Г. Венецианов. Роковая поездка

Венецианов Алексей Гаврилович (1780 г. — 1847 г.) — классик русского изобразительного искусства, утвердивший бытовой жанр в качестве равноправной области отечественной живописи.

Родился 7 февраля 1780 года в Москве. По семейному преданию корни рода Венециано происходили из Греции. Отец Алексея Гавриловича достаточно широко занимался огородничеством и вместе с тем продавал картины. Очевидно, данное обстоятельство подтолкнуло будущего художника к выбору дальнейшего жизненного пути.

Сведения о первоначальном образовании Венецианова крайне скудны. Известно, что, обучаясь в частном пансионе в Москве, юный Алексей проявлял большие способности к рисованию. Его первым художественным наставником являлся некий Прохорыч (Пахомыч), под руководством которого Венецианов писал картины преимущественно в технике пастели, проявляя особый интерес к жанру портрета.

Однако занятия живописью в это время для молодого человека являлись скорее увлечением. По настоянию отца юноша определился чертёжником в землемерное управление.

В 1807 году Венецианов перебирается в Петербург. Здесь он поступает на службу в почтовую канцелярию. Знакомство с Эрмитажем и столичными художниками заставляет молодого человека принять решение всецело посвятить себя изобразительному искусству. Он был представлен знаменитому живописцу В.Л.Боровиковскому, который сыграл заметную роль в дальнейшем становлении художника.

В это же время Венецианов принимает активное участие в издании нового сатирического «Журнала карикатур». На страницах издания поднимались острые проблемы социального и нравственного характера современного общества. Однако проблемы с цензурой привели к закрытию журнала в январе 1809 года.

Разочарованный молодой человек оставляет почтовую канцелярию и переходит на должность землемера в Лесной департамент Ведомства государственных имуществ.
Вместе с тем Венецианов решает получить официальное звание художника. Он представляет на конкурс Императорской Академии свой Автопортрет (1811 г.). Картина по достоинству была оценена Советом учебного заведения и Алексей Гаврилович получает звание «назначенного», а также задание написать портрет преподавателя Академии. Живописец с успехом справился с поставленной задачей. За «Портрет К.И.Головаческого, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками» он был удостоен звания академика живописи.

Во время войны 1812 года в творчество Венецианова вновь входит сатира. Он выпускает офорты, в которых высмеивает увлечение высшего русского общества всем французским.

В 1815 году Венецианов женится на Марфе Афанасьевне Азарьевой. Вскоре (1819 г.) Алексей Гаврилович оставляет службу и уезжает вместе с семьёй в имение Сафонково Тверской губернии.

Сельская жизнь вдохнула новую струю в творчество Венецианова. Художник обращается в своих произведениях к окружающей действительности. Его картины отражают быт простых крестьян. Необходимо отметить, что согласно академическим установкам в это время не приветствовалось изображение простолюдин. Однако живописец отступил от общепринятых норм.

1 сентября 1824 года открылась Академическая выставка. Среди прочих работ Венецианова экспонировались картины «Гумно», «Утро помещицы». Произведения художника вызвали живой интерес публики, получили положительный отзыв критиков. Успех утвердил мастера в верности выбранного направления, у него появились влиятельные и известные знакомые.

Пора 20-х годов оказалась периодом расцвета творческой деятельности Алексея Гавриловича Венецианова. В это время им были созданы такие замечательные полотна как «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» и др.

Довольно часто художник обращался к детской теме. Такие картины как «Вот-те и батькин обед!», «Захарка», «Спящий пастушок» составляют заметную часть его творческого наследия. Трогательные, поэтичные детские образы проникновенно с любовью написаны мастером.

Венецианов Алексей Гаврилович в истории русской живописи оставил значительный след как педагог, создавший свою систему преподавания. На свои средства он открыл школу живописи, где обучались дети крепостных крестьян и прочих выходцев из несостоятельных семейств. Его заведение позволило вырасти таким заметным художникам как Григорий Сорока, Алексей Тыранов, Никифор Крылов, Сергей Зарянко и др.. К сожалению постоянного финансирования, со стороны государства или частных лиц Венецианову добиться не удалось. Постоянные материальные затруднения привели к тому, что в начале 40-х годов учеников у мастера практически не осталось.

Погиб Венецианов трагически. 4 декабря 1847 года художник направлялся на встречу с заказчиком. Неожиданно лошади понесли повозку, испугавшийся кучер выпрыгнул из саней. Алексей Гаврилович попытался остановить лошадей, но его выбросило из повозки и захлестнувшие руку поводья стали причиной смерти Венецианова.

Загадочная смерть художника Венецианова до сих пор вызывает вопросы

Обстоятельства смерти Венецианова описаны многократно. 4 декабря 1847 г. из своего имения Сафонково художник отправился в Тверь (написал эскизы икон для одной из местных церквей, собирался показать заказчику). Ехал в санях-возке, на облучке сидел венециановский крестьянин Агап Богданов (другие источники упоминают ещё кучера Григория Лаврентьева). Дорога была обледенелая, крутой спуск. Лошади вдруг понесли. Возок опрокинулся, лошади поволокли запутавшегося в вожжах Венецианова по дороге и притащили в соседнее село Поддубье уже мёртвым. Это общепринятая версия, описанная, например, Г. Леонтьевой в фундаментальной монографии «А.Г. Венецианов» (1988 г.).

Есть и более подробный рассказ. В воспоминаниях об отце дочери художника Александры гибель Алексея Гавриловича выглядит так: «Кучер потерял силы удерживать лошадей, его первого сбросило на дорогу, и он лёжа, видел, как повозку свалило на бок, и батюшка имел духу схватить вожжи, когда тройка неслась, потом сваливает батюшку не совсем на дорогу, но, волоча его и ударяя обо что встречалось, и, наконец, сбросив так, что он остался на дороге без дыхания».

К этому описанию мы ещё вернемся, а пока подчеркнём: обстоятельства происшествия известны только со слов Агапа Богданова. (Если был ещё и Лаврентьев, то он, получается, упал так, что ничего не видел.) С другой стороны — тройка, зимняя дорога, внезапно взбесившиеся кони. Что необычного? Очень русская смерть.

Заметим однако: сам характер происшествия (лошади волокли Венецианова, «ударяя обо что встречалось») особый. Он позволяет скрыть прижизненные травмы. Условно говоря: избей человека, ударь по голове, потом прихвати руки вожжами, хлестни лошадей, они протащат жертву несколько вёрст — и даже сегодня эксперты не разберут, был до этого смертельный удар или не было.

Но, простите, зачем венециановским дворовым убивать своего барина? Известно: художник был рачительным хозяином, крестьяне у него жили зажиточно, он открыл для них в имении склад-«магазин» с зерном на случай неурожая, «больничку».

Скандал в имении

Венецианов был человеком благородным — это подчеркнём особо, поскольку дальше речь пойдет о вещах не идиллических. Помог вырваться из крепостной неволи Тарасу Шевченко. Отбирал по всей округе талантливых крестьянских подростков, открыл для них школу живописи; содержал, уговаривал соседей-помещиков давать ребятам вольные; иногда выкупал (школа лежала на его плечах тяжким бременем, Венецианов в итоге оказался вынужден заложить имение, работать для заработка).
После смерти жены сам поднимал двух маленьких дочерей. Но вместе с тем.

Снова обратимся к монографии Г. Леонтьевой.

Трагической гибели художника предшествовала громкая и неприятная история. Главными действующими лицами оказались помещик Венецианов, его приказчик Ларион Дмитриев и дворовая Елена Никитина.

Когда всё началось — сказать сложно. Но в 1843 г. Ларион решился на отчаянный шаг — написал на хозяина жалобу тверскому губернатору. Он обвинял Никитину в том, что та состоит в недозволенной связи с барином (Венециановым, к тому времени вдовцом). Получив «доступ к телу», Елена стала третировать остальную дворню, в том числе и приказчика. Для Лариона всё закончилось плачевно. Губернатор отреагировал письмом на имя уездного предводителя дворянства, в котором были и такие слова: «При сём прошу не оставить и обратить внимание на поведение г. Венецианова относительно дворовой женщины Никитиной». Но в результате арестовали, конечно, Дмитриева. Заключили в острог, осудили «за бродяжничество и несправедливую жалобу на помещика своего». Ларион был приговорен к наказанию плетьми и возвращён обратно «в вотчину», другими словами — Венецианову. Последний избавился от бывшего приказчика радикальным способом — отдал в солдаты.
Есть в этой истории и довольно колоритные эпизоды. Например, замечательный художник, так поэтично увековечивший на своих полотнах простых крестьян, самолично в своём кабинете выпорол Лариона. То есть накал страстей был нешуточный.

Как выглядела Елена Никитина, мы не знаем. Но можем предположить. На нескольких венециановских картинах 1840-х годов («Крестьянка Тверской губернии», «Туалет Дианы», «Спящая девушка») у героинь — примерно схожие черты: овал лица, подбородок. Впервые этот тип лица угадывается в «Крестьянке с васильками» (1830), хотя изображена там девчушка-полуребёнок, застенчивая, милая. Но вот девочка выросла. С полотна «Крестьянки» молодая красавица смотрит чуть
насмешливо, словно зная себе цену. Муза художника?

Жена Венецианова, Марфа Афанасьевна, умерла в 1831-м. Художник прожил еще 16 лет. Ничего удивительного в том, что за эти годы, да и с учётом непростых семейных отношений, у него появилась другая женщина. В 1840-е годы в доме, похоже, воцарилась Елена Никитина.

Теперь давайте забудем, что речь идет о замечательном живописце. Перед нами просто треугольник, нередкий в тогдашней России: помещик, дворня и фаворитка из крестьянок. Конфликты, как правило, возникали между дворней и фаворитками — тем более что прыгнувшие из грязи в князи девушки редко умели умно распорядиться влиянием и властью. Мы не знаем, что за характер был у Елены Никитиной (не поэтической героини с портретов, а реальной женщины), но её столкновение с Ларионом Дмитриевым налицо. Пострадал Дмитриев. Наверняка — к тихому возмущению прочего деревенского люда: Елена просто должна была в глазах односельчан восприниматься как выскочка, подмявшая под себя пожилого барина, и уже этим раздражать.

. Чем-то похожий сюжет известен в нашей истории. Настасья Минкина, любовница и домоправительница Аракчеева, тоже из крестьянских девушек, годами изводила дворню. Графские слуги собрали 500 рублей и подговорили повара Василия Антонова убить Настасью. Утром 10 сентября 1825 г. Василий забрался в барский дом и перерезал ей горло.

В декабре 1847 г. в имении Венецианова всё могло быть немного иначе. И не только Елена, но и сам хозяин стать объектом ненависти. Ведь Агап (и Григорий, если он причастен) не мог не знать Лариона Дмитриева. Возможно — дружили, состояли в родстве. А может, не только Дмитриев пострадал от хозяйской фаворитки, от барина, неизменно принимавшего её сторону, у других тоже были свои причины возненавидеть барина?

Конечно, это все лишь версии. Но ведь вопросы остаются. Почему спутник (или спутники) Венецианова «выпал» из саней — и остался жив, бросив хозяина? Почему лошади вдруг понесли? Как вышло, что Венецианов настолько запутался в вожжах, что не смог выпрыгнуть? Причём запутался так сильно, что лошади волокли его ещё несколько верст, даже когда выбросило из возка?

Вряд ли мы сегодня найдем ответы на эти вопросы. Но, если бы удалось — нам, возможно, предстала совсем другая картина гибели великого живописца. Пусть не слащавая. Но ведь жизнь и смерть настоящего художника — всегда драма?

Георгий ДЕЖКИН
vsesmi.ru›news/2999666/

Как на самом деле погиб художник Алексей Венецианов?
TheQuestion.ru›questions/79254/kak-na-samom…pogib…

Смерть Венецианова: несчастный случай или убийство
tverlife.ru›Тверь новости›64939.html

Задача данной статьи — выяснить, как заложена трагическая гибель классика русского изобразительного искусства АЛЕКСЕЯ ГАВРИЛОВИЧА ВЕНЕЦИАНОВА в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Следует сразу заметить, что никакой тайны в гибели художника ВЕНЕЦИАНОВА нет — это несчастный случай.
И мы сейчас это увидим.

Смотреть предварительно «Логикология — о судьбе человека». http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

3 9 23 29 52 62 63 77 92 95 96 108 114 125 143 149 159 163 164 167 184 194 206 221 224 234 258
В Е Н Е Ц И А Н О В А Л Е К С Е Й Г А В Р И Л О В И Ч
258 255 249 235 229 206 196 195 181 166 163 162 150 144 133 115 109 99 95 94 91 74 64 52 37 34 24

1 13 19 30 48 54 64 68 69 72 89 99 111 126 129 139 163 166 172 186 192 215 225 226 240 255 258
А Л Е К С Е Й Г А В Р И Л О В И Ч В Е Н Е Ц И А Н О В
258 257 245 239 228 210 204 194 190 189 186 169 159 147 132 129 119 95 92 86 72 66 43 33 32 18 3

ВЕНЕЦИАНОВ АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ = 258 = ВНЕЗАПНОЕ УБИЙСТВО НА ДОРОГЕ.

Рассмотрим дешифровку в таблице:

3** 17 23 32* 33** 49 63* 78 84 104 106 116 126*144*163*166**181**
В Н Е З А П Н О Е У Б И Й С Т В О
258**255*241 235 226**225*209 195*180 174 154 152 142 132*114* 95** 92**

195**196** 201 216 233 248 252 258
Н А Д О Р О Г Е
77** 63** 62* 57 42 25 10 6

Таблицы содержат по 2 цепочки из 5-ти идущих последовательно друг за другом цифр: 62-63-77-92-95 163-166-181-195-196

а также по 6 совпадающих столбцов: 3**\\258** 226**\\33** 95**\\166** 92**\\181** 77**\\195** 63**\\196**

258 = ОТ УДАРОВ ГОЛОВОЙ (обо)РВАЛАСЬ Ж(изнь)

7 совпадающих столбцов

258 = РАНА М(озговая) + УДАРИЛО В ДОРОГЕ + УМИРАЕ(т)

8 совпадающих столбцов

258 = РАНА М(озговая) + УДАРИЛО В (дороге) + (г)ИБНЕТ ОТ УДАРА

258 = РАНА М(озговая) + УДАРИЛО В ДОРОГЕ + (лишен)ИЕ ЖИЗНИ

по 9 совпадающих столбцов.

Код ДНЯ ГИБЕЛИ: 116-ЧЕТВЁРТОЕ + 74-ДЕКАБРЯ = 190 = ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ (травма).

Проверим дешифровку таблицами:

24** 30** 49 52 59 76 95 110 116 121*127 138 139*141 158*190**
Ч Е Т В Ё Р Т О Е Д Е К А Б Р Я
190**166**160*141 138 131 114 95 80 74 69* 63 52 51* 49 32**

24** 30** 47 53 69* 83 98 111 126 135 139*154 157 158*190**
Ч Е Р Е П Н О — М О З Г О В А Я (травма)
190**166**160*143 137 121 107 92 79 64 55 51* 36 33 32**

Таблицы содержат по 1 цепочке из 3-х идущих последовательно друг за другом цифр: 190-166-160

а также по 3 совпадающих столбца: 24**\\190** 30**\\166** 190**\\32**

В нижней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ мы видим:

258 = 68-\ 14-ГИ(бель) + 54-ТРАВМА \ + 190-ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 177-ШЕСТЬДЕСЯТ + 66-СЕМЬ = 243.

25 31 49 68 97 102 108 126 158 177 195 201 214 243
Ш Е С Т Ь Д Е С Я Т С Е М Ь
243 218 212 194 175 146 141 135 117 85 66 48 42 29

Зная причину гибели и используя по 2-3 буквы (помечены звёздочками), можно составить следующие дешифровки:

243 = (ли)Ш*Е*НИЕ ЖИЗНИ + УПАВ(ший) РАЗБИВАЕТ*С*(я) (о)ЗЕ*М*Ь*.

В этой дешифровке 7 совпадающих столбцов.

Рассмотрим дешифровку с 10-ю совпадающими столбцами:

243 = (ли)ШЁН ЖИЗНИ + (па)ДЕ(ние) + (опрокинул)СЯ + (бьё)ТС(я) (оз)ЕМЬ.

25** 32 46 54 64 73 87 97* 102**108** 126**158**
(ли) Ш Ё Н Ж И З Н И + (па) Д Е (ние) + (оп. л) С Я +
243**218*211 197 189 179 170 156 146**141** 135**117**

177**195** 201**214**243**
(бьё) Т С (я) + (оз) Е М Ь
85** 66** 48** 42** 29**

Таблицы содержат по 1 цепочке из 10-ти идущих последовательно друг за другом цифр: 97-102-108-126-158-177-195-201-214-243

и по 1 цепочке из 9-ти идущих последовательно друг за другом цифр: 29-42-48-66-85-117-135-141-146

а также по 10 совпадающих столбцов: 25**\\243** 102**\\146** 108**\\141** 126**\\135** 158**\\117** 177**\\185**

Смотрим первоначальную дешифровку:

258 = 63-ВНЕЗАПН. + 195-. ОЕ УБИЙСТВО НА ДОРОГЕ, ШЕСТЬДЕСЯТ С\ емь \.

195 — 63 = 132 = УХОД ИЗ ЖИЗНИ.

Мы можем выяснить причину гибели АЛЕКСЕЯ ГАВРИЛОВИЧА ВЕНЕЦИАНОВА из памяти ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ:

110-ПАМЯТЬ + 201-ИНФОРМАЦИОННОГО + 75-ПОЛЯ = 386.

386 — 258-(код ПОЛНОГО ИМЕНИ) = 128 = РАЗБИЛ(ся) НА ДОРОГЕ.

386 — 190-ЧЕТВЁРТОЕ ДЕКАБРЯ = 196 = ВНЕЗАПНОЕ УБИЙСТВО НА (дороге) = ЛИШЁН ЖИЗНИ НА ДОРОГЕ.

386 — 243-ШЕСТЬДЕСЯТ СЕМЬ = 143 = ДЕФОРМАЦИЯ = ЖИЗНЬ ПРЕРВАЛА(сь).

258 = 157-РОКОВАЯ ПОЕЗДКА + 101-РАЗБИЛСЯ.

Алексей Венецианов: жизнь и творчество художника

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.

Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).

С 1807 года служил в Петербурге чиновником.

В 1811 году — признан «Назначенным», то есть кандидатом в академики. В этом же году Венецианов получил звание академика.

Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с Иваном Теребенёвым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.

В 1819 г. оставил службу и поселился с семьей: женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, — в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский.

В 1829 году получил звание придворного живописца.

Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

ТВОРЧЕСТВО

С детства обнаружил способности и любовь к рисованию, но сведений о его первоначальном художественном обучении не сохранилось. Особый интерес он проявлял к портрету. Самая ранняя из сохранившихся работ — «Портрет матери, А. Л. Венециановой» (1802, ГРМ).

Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 года совместно с И. И. Теребеневым и И. А. Ивановым он издавал сатирические листки военно-патриотического содержания, выполненные в технике офорта. Охотно обращался он и к литографии, в то время только что изобретенной.

Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828). На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры.

Портрет также олицетворял единство старой Академии (К. Головачевский, будучи соучеником А. И. Лосенко, считался патриархом Академии) с новой. Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.

В 1808 году А. Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который вскоре был запрещен. Журнал представлял собой гравированные листы: «Аллегорическое изображение двенадцати месяцев», «Катание на санях», «Вельможа». Сатирическое изображение влиятельного сановника, как полагают, и вызвало гнев Александра I. Кисти Венецианова принадлежали также образа для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больнице. В последний год жизни художник работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА

В 10-е годы формируется мировоззрение Венецианова. Он — один из первых членов основанного в 1818 году Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения — легальной организации декабристского Союза благоденствия. Целью Общества было распространение грамотности в простом народе.

После успеха картины «Гумно», купленной у художника за значительную сумму, он решил употребить вырученные деньги «на обучение молодых бедных людей» по новому методу.

Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. Ученики мастера — в ряде случаев крепостные — жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в Сафонкове и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников. Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно.

Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов.

Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела. Они постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к сложным. В период двадцатилетнего существования школы Венецианов испытывал всё большие материальные затруднения, безуспешно изыскивая средства на ее содержание.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

Среди учеников А. Г. Венецианова был и талантливый живописец Григорий Сорока, крепостной помещика Н. П. Милюкова, готовящего Сороке участь садовника. Сорока покончил с собой.

А. Г. Венецианов — автор теоретических статей и заметок: «Секрет Липмановских картин», «Нечто о перспективе», «О системе преподавания в рисовальных классах».

Алексей
Гаврилович Венецианов

Биография и информация

Алексей Гаврилович Венецианов ( 18 февраля 1780, Москва – 16 декабря 1847, село Поддубье Тверской губернии ) – выдающийся русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, основавший так называемую «венециановскую школу живописи» — эффективную систему подготовки живописцев, полностью опровергающую классицистские установки Академии художеств.

Особенности творчества художника. Венецианов сознательно избирает бытовой жанр как основу своей живописи, с его именем связана эмансипация бытовых сцен как равноправного жанра в отечественном искусстве. Художник разработал форму многофигурной жанровой картины, в которой значительную роль играет пейзаж или интерьер. Значителен вклад Венецианова в искусство русского портрета: он создал целую галерею поэтизированных портретов молодых русских крестьянок. Образованные современники называли Венецианова «русским Тенирсом» (имея в виду выдающегося фламандского жанриста Давида Тенирса (младшего), который тоже писал сцены из крестьянской жизни), но Венецианов не был эпигоном ни Тенирса, ни Шардена, ни кого другого из жанристов. Выбрав свою редкую для русского искусства «нишу», он научил современников видеть в крестьянах – людей, а за неброской красотой среднерусского равнины – усматривать эпическую, бытийную природу пахоты или жатвы.

Звучная фамилия «Венецианов», отсылающая к живописным взлётам ренессансной Венеции, для русского художника выглядит как псевдоним. Причем псевдоним чудовищно претенциозный. Но это только если не знать, что Алексей Гаврилович Венецианов был человеком совестливым и скромным, а по числу бескорыстных добрых дел – и вовсе святым бессребреником. Несоразмерная характеру громкая фамилия – не его изобретение, она досталась в наследство от греческих предков по фамилии Проко, перебравшихся в Россию в первой половине XVIII века и прозванных там «Венециано».

Алексей Венецианов появился на свет 7 (18) февраля 1780 года в Москве в семействе небогатых купцов. Анна Лукинична Венецианова в девичестве звалась Калашникова и принадлежала к старому купеческому роду. Её супруг Гаврила Юрьевич приторговывал в розницу сельхозтоварами – цветами и луковицами, ягодами и саженцами, варьеньем и соленьями. А еще – картинами. Нет, никаким, как теперь сказали бы, арт-дилером отец Венецианова не был – настоящие арт-дилеры той поры имели совсем иной масштаб: не считаясь с затратами, они скупали картины на европейских аукционах для российских императорских дворцов. А Гаврила Юрьевич всего лишь продавал картинки «в золотых рамах за стёклами» замоскворецких художников-самоучек.

Народный, низовой интерес к «художеству» был новым явлением в русском обществе. Он развивался как бы в пику Академии художеств, где еще полвека назад воспитанникам, чтобы не испортить глаз, не разрешалось не то что рисовать крестьян – даже глядеть на них. Теперь крепостные сами взялись за краски. Известно, что с юным Алексеем Венециановым живописью занимался его «дядька» (так тогда назывался гибрид камердинера и гувернера) Прохорыч.

Русская живопись времени взросления Венецианова почти не знала пейзажа, натюрморта и жанра. Главным был портрет. Именно в портретах пробует себя и Венецианов. Написав весьма правдоподобный портрет собственной матушки, он решил попытать счастья в столице и в 1802 году, простившись с родителями, уехал в Петербург.

Нужно было зарабатывать на жизнь. Венецианов дал объявление в газеты: молодой художник напишет ваш портрет в технике пастели. Но откликов не последовало. Конкуренция в этой области в столице, наводненной иностранными художниками и жадными до заказов выкормышами Академии, была чрезвычайно велика. Не имея протекции и образования, Венецианов вынужден был сдаться. Он поступил чертежником в почтовую канцелярию.

Так прошло несколько лет. Писать картины Венецианов продолжал по выходным и вечерам, чувствуя, что ему не хватает не только рекомендаций, но и опыта. Тут вмешался счастливый случай. Директор канцелярии представил начинающего художника признанному Боровиковскому, который поселил Венецианова у себя в доме и взялся за него всерьез: обучал, достал разрешение на копирование в Эрмитаже, знакомил с нужными людьми.

Постепенно пошли заказы, жизнь налаживалась, но в Венецианове проснулось желание исправлять нравы и бичевать пороки. В 1807 году он начинает выпускать «Журнал карикатур». Издание пользовалось популярностью. Однако к 1809 году, когда у него уже будет внушительное число подписчиков, Венецианов узнал, что такое цензура и что чиновник в России – фигура неприкосновенная. В свежем номере «Журнала карикатур» был помещен карикатурный оттиск, на котором отвратительный, заплывший жиром дворянин презрительно смотрит на просителей – израненного солдата и голодную вдову. Сразу два министерства, внутренних дел и просвещения, усмотрели в карикатуре угрозу государству. По личному распоряжению Александра I журнал был закрыт, а Венецианову порекомендовали опять обратиться к стезе чертежника.

На почту он не вернулся. Устроился землемером в Лесной департамент. И стал вынашивать амбициозный для человека без специального образования план: получить официальное звание художника. В принципе, устав Академии такое допускал. Для этого нужно было предоставить свою работу на конкурс. В 1811 году Венецианов написал для этой цели «Автопортрет». Поступок странный, чтоб не сказать дерзкий. Да кто ты таков будешь, чтобы совет академиков интересовала твоя малоприметная физиономия? И все же удача Венецианову опять улыбнулась. В Академии оценили взвешенную композицию и продуманный колорит, а более всего – раскрытие характера.

Скромность, честность, сдержанность, близорукий взгляд из-за очков – таким знаем Венецианова и мы. Он выполнил следующее задание – написать портрет инспектора Академии Головачевского – и получил искомое звание.

В 1815 году Венецианов неожиданно для всех знакомых женился – у 35-летнего живописца успела сложиться репутация убеждённого холостяка. Марфа Афанасьевна Азарьева, которой он не на шутку увлёкся, была дочкой небогатых дворян. После венчания молодожены уехали гостить к её родителям в Тверскую губернию. Венецианов, знавший до этого только городские виды двух столиц, был очарован непроходимыми древними лесами, их гулкой и влажной прохладой, прозрачностью лесных озёр. Крестьянский быт ему, городскому жителю, рисовался полным неизъяснимой привлекательности. Он самозабвенно вникает в помещичьи дела, узнает, например, как наладить полив или что такое «четырёхпольная пахота» и признается себе, что хотел бы остаться здесь навсегда.

Вскоре художник купил имение Сафонково. Именно там Венецианов написал знаменитые картины «Гумно» и «На пашне», откровенно поэтизирующие то, что до него считалось не достойным изображения. Строгую болезненную Марфу Афанасьевну супруг напишет в русском костюме. В это же время определится его главная тема – портреты и жанровые сцены из крестьянского быта («Захарка», «Спящий пастушок», «Вот те и батькин обед», «Жнецы» и др.)

Однажды у помещика-соседа Венецианов увидел крепостного мальчишку, рисующего на доске. Поразившись умелости, а может, вспомнив себя в детстве, Венецианов понял своё второе призвание – учить основам мастерства способных крестьянских детей. Из этого замысла выросло то, что потом будут называть «Школой Венецианова». Более чем 70-ти детям он дал путёвку в жизнь, будут среди них даже медалисты Академии. Кого-то приходилось выкупать у хозяев, кого-то помещики отдавали в школу сами. Венецианов учил их лично. Его метода заключалась в запрете копировать чужие картины и разрешении писать только натуру. У художника уже подростали две дочери – Александра и Фелицата, которые тоже интересовались живописью. Но не их, а крестьянских мальчишек он возит в Эрмитаж и даже, чтобы получить пропуск, выдает за своих сыновей.

В 1828 году Николай I срочно вызвал Венецианова в Петербург. Скромный провинциал понадобился, чтобы исправить курьёз с англичанином Джорджем Доу, Первым художником Императорского двора. Десяток лет назад он писал портрет Голицына. За истекшее время Голицын вырос в чинах и потребовалось переписать его мундир. Но Доу был уже настолько избалован, что не стал возиться с холстом, просто дорисовал новый мундир на бумаге и прилепил к картине. Разумеется, фальшивка отвалилась в самый неподходящий момент. Для переписывания мундира и был вызван Венецианов. Роскошь мастерской Доу неприятно поразила его, но еще больше поразило убожество его крепостных подмастерий. Венецианов потратит много усилий, чтобы они получили вольную.

Недолгий период Венецианов поработает придворным художником, но впоследствии даст себе зарок не писать заказных портретов.

Дела его, за исключением времени непродолжительного императорского протектората, шли неважно. И до, и после него средств вечно не хватало. Из-за выкупа талантливых крепостных подростков Сафонково не раз оказывалось на грани продажи. Раз в последний момент выручила неожиданная покупка Александром I картины «Гумно» — едва расплатившись с долгами, Венецианов пожертвовал оставшееся на детскую больницу. В другой раз, когда безденежье опять подступит, ему придётся, скрепя сердце, отправить дочь Сашеньку, дворянку по матери, осваивать профессию домашней учительницы. Не однажды Венецианов будет подавать прошения предоставить ему место преподавателя Академии. Но ни разу оно не будет удовлетворено: конкурировать с его мастерством педагога академики не собирались.

Последние годы Венецианова были мрачны: жена умерла от холеры, дочери-бесприданницы не устроены, ученики пишут бездушные приукрашенные портреты довольных крестьян, оскорбляя своей псевдонародностью всё, что Венецианову было дорого в искусстве. Жизнь Венецианова оборвалась зимой 1847 года жесточайшим образом. В конной повозке он выехал из своего имения в Тверь, где работал над росписями Троицкого храма. Неожиданно лошади понесли. Венецианов схватил поводья, чтобы усмирить лошадей, но его запястья запутались в них, а сам он был выброшен из повозки. Несколько километров его тело билось о придорожные камни. Когда соседские крестьяне обнаружили художника, он был уже мёртв.


источники:

http://allpainters.ru/venecianov-aleksej.html

http://artchive.ru/artists/1165~Aleksej_Gavrilovich_Venetsianov/biography