А Ф Зубов биография

Зубов Алексей Федорович

Зубов Алексей Федорович (1681…82–1741…51), русский художник, один из основоположников русской гравюры Нового времени.

Родился в Москве в 1682 в семье Ф.Е.Зубова, видного мастера иконописи, монументальной живописи и книжной миниатюры, работавшего вместе с С.Ф.Ушаковым в Оружейной палате, где Алексей учился иконописному делу (1695–1699). Затем его наставником стал голландский мастер А.Шхонебек, который обучил молодого художника техникам офорта, резцовой гравюры, а также «черной манере» (меццо-тинто). В этих техниках Зубов и работал, порою их совмещая. С 1711 служил старшим мастером сенатской типографии в Петербурге. После закрытия типографии (1727) пытался устроиться в Гравировальную палату Академии наук, но, не найдя постоянной работы, вернулся (около 1730) в «первопрестольную».

Приемы западноевропейской барочной графики, с одной стороны, впрямую копировались Зубовым, с другой – обретали под его резцом особую свежесть и новизну. Созданные им батальные композиции, сцены празднеств, виды новой столицы – все в равной мере бравурно-триумфальны, полны мажорной динамики (гравюры Свадьба Петра I, 1712; Баталия близ Гангута, 1715; Баталия при Гренгаме, 1721; Вид Васильевского острова, 1714; Вид Санкт-Петербурга, 1727; и др.). Всюду проступает бодрый пафос строительства нового общества (характерно, что в своих петербургских ведутах – городских пейзажах – Зубов постоянно изображал еще только запроектированные здания в виде уже возведенных). Работал как по собственным эскизам, так и по рисункам архитектора М.Г.Земцова и оригиналам других мастеров. Гравировал также парадные портреты (Петра I, Екатерины I, императрицы Анны Ивановны и других высоких особ). Одним из последних его произведений явился большой (выполненный на 7 досках) вид Соловецкого монастыря (1744).

Заметный вклад в становление русской гравюры нового времени внес и его старший брат Иван (1667 – после 1744), который также учился в Оружейной палате и у Шхонебека; с 1708 служил под началом П.Пикара в Московской типографии. Работал в тех же техниках и жанрах, что и брат, был его соавтором по Соловецкому монастырю

Сначала живописец при Оружейной палате, с 1699 обучался у Адриана Шхонебека «грыдоровать гербы» (для гербовой бумаги). Для доказательства своих познаний в гравировании, Зубов уже в 1701 представил в Оружейную палату копию с голландской Библии 1674, за подписью: «по фрески Сошествие Святого Духа».

Зубов скоро стал искусным гравёром и награвировал много больших листов, в которых достиг высокой техники. Огромный вид Санкт-Петербурга, выгравированный им на 8 досках, в пару виду Москвы, награвированному Ив. Бликландтом, лучшее произведение Зубова. Ему также принадлежат изображения морских сражений («Баталия при Гренгаме», 1721), празднеств по случаю побед («Торжественное вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой», 1711) и других важнейших событий того времени. Парадную часть подобных изображений Зубов дополнял точно переданными жизненными деталями. Он создавал гравюры, пользуясь чертежами и проектами зодчих, например, М. Г. Земцова. Документальность композиций совмещалась с декоративностью гравированного листа и изображением предполагаемых построек. Виды города изображались художником «с птичьего полета», что способствовало ощущению масштабов грандиозных сцен — панорам берегов Невы.

С 1714 года Зубов работал в Санкт-Петербурге. Был старшим мастером при Санкт-Петербургской типографии. После смерти Петра I, в царствование Екатерины I, Зубов делает портрет императрицы (1726, с оригинала И. Адольского), гравирует, вместе с П. Пикартом, конный портрет Петра (1726), исполняет по заказу А. Д. Меншикова портреты жены и дочери «светлейшего» князя — Д. М. и М. А. Меншиковых (1726). Осенью 1727 г. закрывается Санкт-Петербургская типография, при которой Зубов состоял с момента приезда в северную столицу. После отставки он вынужден был, как и его брат, превратиться в мастера народных лубочных картинок. Художник пытался устроиться в Гравировальную палату Академии наук, но постоянную работу там так и не получил. К 1730 г. он возвращается в Москву.

В старой столице Зубов по-прежнему трудится очень интенсивно. В 1734 году он создает портреты Петра I, Петра II и Анны Иоанновны. Много работает по заказам церквей и богатых горожан. Но вещи Зубова этого времени показывают, сколь тонок еще был слой новой культуры, сколь сильно зависели русские художники от окружения, сколь сильны еще были традиции допетровской эпохи. Тому свидетельство — известный «Вид Соловецкого монастыря» — огромная гравюра, выполненная Зубовым совместно с братом Иваном в 1744 году. Словно и не было видов Петербурга, баталий, портретов. Словно не было самой петровской эпохи. Словно никогда не покидал Зубов Москвы и Оружейной палаты. Последние известные нам работы гравера датированы 1745 годом, а последнее упоминание о нем — 1749-м. Умер мастер в бедности и безвестности.

Последний лист, выгравированный Зубовым, отмечен в 1741 году. Лучшие его портреты чёрной манерой: «Екатерины I», «Петра I», двух княгинь «Дарьи и Марьи Меншиковых» — чрезвычайно редки; резцом — «Екатерины I», «Головина» и «Стефана Яворского». У Ровинского («Русские граверы», М. 1870) приведён список 110 досок работы Зубова. Некоторые доски сохранились до настоящего времени и даже способны давать ещё хорошие отпечатки.

Зубов Алексей Федорович

Наш антикварный магазин сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску, выявлению и сохранению таких произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не представлены широкой публике, но, тем, не менее, представляют собой большую редкость. Живопись купить сегодня не составит труда – антикварный магазин в Москве можно увидеть, чуть ли, не на каждой улице, но наш магазин антиквариата имеет все основания считаться одним из лучших в столице. Мы гордимся представленными, только у нас, работами наших дорогих соотечественников.
Этот раздел энциклопедии на нашем сайте содержит сведения о русских и советских художниках, работавших в разное время и в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, сведения о достижениях, заслугах и наградах, выделяет основные направления его творчества, и, конечно же, представляет галерею работ. Здесь можно выбрать и купить картину, найдя её по имени автора из алфавитного списка для удобства поиска, а также отсортировать по стоимости, жанру, или размерам.

ЗУ́БОВ

  • В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 577

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ЗУ́БОВ Алек­сей Фё­до­ро­вич (1682 или 1683, Мо­ск­ва – 1750 или 1751, там же), рос. гра­вёр. Сын Ф. Е. Зу­бо­ва , брат И. Ф. Зу­бо­ва . Учил­ся сна­ча­ла в ико­но­пис­ной мас­тер­ской Ору­жей­ной па­ла­ты у Т. И. Фи­лать­е­ва (1689–90) и Г. Т. Зи­новь­е­ва (с 1690), а за­тем – в Гра­ви­ро­валь­ной па­ла­те у А. Шхо­не­бе­ка (с 1699). В 1704–05 на­хо­дил­ся в рас­по­ря­же­нии Ту­рец­кой ко­мис­сии, уточ­няв­шей гра­ни­цы и из­го­тов­ляв­шей кар­ты по­сле за­клю­че­ния ми­ра с Тур­ци­ей. С 1706 ра­бо­тал в Ору­жей­ной па­ла­те. В 1711 пе­ре­ехал в С.-Пе­тер­бург, где ра­бо­тал до 1727 (вме­сте с П. Пи­кар­том ) стар­шим мас­те­ром гра­ви­ро­валь­ной мас­тер­ской при С.-Пе­терб. ти­по­гра­фии. Луч­ший рус. гра­вёр 1-й пол. 18 в., З. наи­бо­лее пол­но вы­ра­зил дух Пет­ров­ской эпо­хи, ко­гда кар­ты и пла­ны сра­жений, изо­бра­же­ния ба­та­лий, за­воё­ван­ных го­ро­дов и по­бед­ных фей­ер­вер­ков гра­ви­ро­ва­лись не­мед­лен­но по сле­дам со­бы­тий (пре­им. в тех­ни­ке офор­та), раз­да­ва­лись в ар­мии, про­да­ва­лись «вез­де на Мо­ск­ве и в го­ро­дех», рас­сы­ла­лись Пет­ром I за гра­ни­цу в ви­де «пре­зен­тов». Та­ко­вы лис­ты «Кни­ги Мар­со­вой» (1712–1714), «Свадь­ба Пет­ра I и Ека­те­ри­ны в Зим­нем двор­це… в 1712 г.» (1712), «Ба­та­лия Пол­тав­ская» (1714, совм. с Пи­кар­том), «Мор­ское сра­же­ние у мы­са Ган­гут» (1715), «Сра­же­ние при Грен­га­ме» (1721). З. мож­но на­звать и ос­но­во­по­лож­ни­ком «пе­тер­бург­ской ви­до­пи­си», ро­до­на­чаль­ни­ком ве­ду­ты в рус. иск-ве. Он по­свя­тил но­вой сто­ли­це мн. лис­ты, вклю­чая ог­ром­ную «Па­но­ра­му Пе­тер­бур­га» (гра­вю­ра рез­цом, 1716), точ­но фик­си­рую­щую об­лик мо­ло­до­го го­ро­да (гра­вю­ра пе­ча­та­лась с 8 до­сок; од­но­вре­мен­но бы­ло на­пе­ча­та­но 11 «ма­лых ви­дов» С.-Пе­тер­бур­га, ис­пол­нен­ных З. и А. И. Рос­тов­це­вым). В про­из­ве­де­ни­ях З. ак­со­но­мет­рич. изо­бра­же­ние ар­хи­тек­ту­ры и пей­за­жа со­че­та­ет­ся с эле­мен­та­ми пря­мой пер­спек­ти­вы. В 1732 вер­нул­ся в Мо­ск­ву и по­след­ние два де­ся­ти­ле­тия сво­ей жиз­ни про­вёл, вы­пол­няя за­ка­зы Си­но­даль­ной ти­по­гра­фии, гра­ви­руя кар­ты для «Ат­ла­са Все­рос­сий­ской им­пе­рии» и вы­ре­зая мед­ные дос­ки для пе­ча­ти гер­бо­вой бу­ма­ги. О вы­ну­ж­ден­ной ар­ха­ич­но­сти язы­ка его по­след­них ра­бот сви­де­тель­ст­ву­ет ог­ром­ный «Вид Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря», ис­пол­нен­ный совм. с бра­том (за­кон­че­на в 1744).

    ЗУБОВ, АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ

    ЗУБОВ, АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ (1682–1750 или 1751), русский художник, один из основоположников русской гравюры Нового времени.

    Родился в Москве в 1682 в семье Ф.Е.Зубова, видного мастера иконописи, монументальной живописи и книжной миниатюры, работавшего вместе с С.Ф.Ушаковым в Оружейной палате, где Алексей учился иконописному делу (1695–1699). Затем его наставником стал голландский мастер А.Шхонебек, который обучил молодого художника техникам офорта, резцовой гравюры, а также «черной манере» (меццо-тинто). В этих техниках Зубов и работал, порою их совмещая. С 1711 служил старшим мастером сенатской типографии в Петербурге. После закрытия типографии (1727) пытался устроиться в Гравировальную палату Академии наук, но, не найдя постоянной работы, вернулся (около 1730) в «первопрестольную».

    Приемы западноевропейской барочной графики, с одной стороны, впрямую копировались Зубовым, с другой – обретали под его резцом особую свежесть и новизну. Созданные им батальные композиции, сцены празднеств, виды новой столицы – все в равной мере бравурно-триумфальны, полны мажорной динамики (гравюры Свадьба Петра I, 1712; Баталия близ Гангута, 1715; Баталия при Гренгаме, 1721; Вид Васильевского острова, 1714; Вид Санкт-Петербурга, 1727; и др.). Всюду проступает бодрый пафос строительства нового общества (характерно, что в своих петербургских ведутах – городских пейзажах – Зубов постоянно изображал еще только запроектированные здания в виде уже возведенных). Работал как по собственным эскизам, так и по рисункам архитектора М.Г.Земцова и оригиналам других мастеров. Гравировал также парадные портреты (Петра I, Екатерины I, императрицы Анны Ивановны и других высоких особ). Одним из последних его произведений явился большой (выполненный на 7 досках) вид Соловецкого монастыря (1744).

    Заметный вклад в становление русской гравюры нового времени внес и его старший брат Иван (1667 – после 1744), который также учился в Оружейной палате и у Шхонебека; с 1708 служил под началом П.Пикара в Московской типографии. Работал в тех же техниках и жанрах, что и брат, был его соавтором по Соловецкому монастырю.

    Лебедянский М. Гравер петровской эпохи Алексей Зубов. М., 1973
    Алексеева М.А. Гравюра петровского времени. Л., 1990


    источники:

    http://bigenc.ru/fine_art/text/1996581

    http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/ZUBOV_ALEKSE_FEDOROVICH.html