А Ф Саруева биография

САРУЕВА Александра Федоровна

Материал из История медицины и здравоохранения Республики Алтай.

(Род 1914) с. Онгудай. в 1940 году поступила на литературный факультет Ленинградского пединститута. В июле 1941 года после окончания курсов медсестер назначена политруком сандружины Смольнинского района г. Ленинграда. В народном ополчении Кингисеппского направления г. Пушкино, Пулково, Ленинграда. Осенью 1941 года ранена — контузия, частично потеряла слух.

На сайте «Подвиг народа», «Память народа» данных нет.

После ВОВ жила в Горно-Алтайске, Член Союза писателей СССР с 1958 года.

Саруева Александра Федоровна

Саруева Александра Федоровна (5.12.1914 года — 11.11.1980) — алтайская поэтесса. Член Союза писателей СССР с 1958 г.

Родилась в селе Онгудай в бедной крестьянской семье. Жизнь Александры Саруевой, как и жизнь всего алтайского народа, — это путь к весне, к большому счастью.

восклицала А. Саруева, и далее с чувством сердечной благодарности говорила о великом человеке, которому обязан своим возрождением алтайский народ, вымиравший при царизме. Сокровенные думы людей труда вложена в поэтические строки, которые читаются на смотрах художественной самодеятельности в различных сёлах пожилыми и юными декламаторами:

Алтайцы отличаются любовью к поэзии. Недаром у этого небольшого народа так огромно количество легенд сказок, песен о красотах родного края, о героических богатырях, преобразующих жизнь, природу.

Горный Алтай издавна славится не только красотами природы. Поистине несметны его богатства. Еще до революции он слыл краем благоприятнейших условий для животноводства, кладовой драгоценнейшей пушнины.

И все-таки нищенской, голодной и постылой была жизнь алтайцев. Много лет из долины в долины переносил свою продымленную юрту Фёдор Саруев. Но повсюду бедняцкая юрта продолжала оставаться пустой. Не приносила достатка семье даже самая удачливая охота. Слишком жадны были купцы, слишком много шкурок забирал зайсан.

Осиным гнездом прозывался в то время село Онгудай. Заселяли его баи, зайсаны да русские купцы. И всё-таки именно в этом селе заставили осесть кочевого охотника Саруева голод, нищета.

Купец Вальвинский имел столько скота, что считал его не единицами, а табунами. Но за каторжный труд богатей рассчитывался с батраками копейками да объедками со своего стола. Не хватало Федору Саруеву заработка даже на уплату налогов, хотя вместе с ним день и ночь работала его жена. С голоду в «осином гнезде» у них умерло трое детей.

Много требовалось батраков купцы Вальвинскому. Ухаживали за его скотом и алтайцы, и русские. От одного из русских пастухов Саруев узнал, как бедным людям отобрать свое счастье у богачей. Сосредоточенно слушал алтаец смелые слова русского товарища у костра на горных тебенёвках.

С хорошим человеком в гражданскую войну ушел Федор в партизанский отряд. Оружием завоёвывал алтайский батрак свою новую жизнь, родную советскую власть.

И вот Саруев, как и все труженики, стал хозяином любимого края. Он получил из рук советской власти землю и даже немного скота для развода. В новую жизнь бывший батрак вступал смело, с сознанием силы ее организаторов. Не напрасно, создав комитет бедноты жители села Теньга, куда переехала семья Саруевых, назвали Фёдора своим вожаком.

Но слишком много сил выкачала этого человека батрацкий каторжный труд. Тяжелая болезнь вырвала его из рядов строителей новой жизни.

В тридцатых годах в селе Улита, что неподалёку от Теньги, организовалась первая на Алтае коммуна. В неё и вступила вдова Татьяна Саруева с малолетними детьми. Позднее эта коммуна была преобразована в сельскохозяйственную артель «13 лет Октября». Напряжённый труд в колхозе принёс семье Саруевых зажиточную и культурную жизнь.

В 1930 году окончив школу, А.Саруева поступила в областной педагогический техникум, после окончания его направлена преподавателем школы в родное село.

Александра после выпуска из школы-семилетки окончила педагогическое училище. Несколько лет она обучала детей в Онгудае.

В 1936 году ее отзывают сначала на комсомольскую работу в аппарат райкома, а позже — в область, в национальное издательство. Здесь она впервые приобщается к литературной деятельности. Знакомство с писателями П. Кучияком, А. Смердовым, И. Мухачевым и другими оказывает положительное влияние на литературно-творческий рост А. Саруевой.

В 1940 году она поступает в Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена на литературный факультет. Но война прервала учёбу и привело А. Саруеву в ряды народного ополчения на защиту Ленинграда.

Окончив курсы медсестер, в июле 1941 года назначается политруком в 24-й сандружину Смольнинского района Ленинграда. Принимала активное участие в обороне Пулково, Пушково, Ленинграда.

Осенью 1941 года контужена и частично потеряла слух. Пойдя лечение, поехала на Алтай.

Когда возвратилась в родное село, сначала работала преподавателем литературы, а затем – завучем средней школы…

Ее лечили народными средствами, и слух поначалу вернулся. И хотя врачи говорили ей о покое, она стала ездить по стоянкам, заниматься агитацией и литературной деятельностью. Слух стал ухудшаться, а нервное напряжение окончательно лишило ее слуха.

А. Саруева работала в национальном рабфаке, редактором облрадиокомитета, не переставая заниматься литературным творчеством.

Она всегда носила тетрадь и химический карандаш, интересовалась всем и новое записывала в «разговорник».

А. Ф. Саруева является автором нескольких поэтических сборников, детских рассказов и сказок.

Во многих стихах Александра Саруева, рисуя постылую, беспросветную жизнь алтайцев в дореволюционные годы, находила зримые образы.

Рассказывая о бескорыстной помощи русского народа алтайцам, Александра Саруева говорила о большой дружбе, братстве людей труда. Многие произведения сборника проникнуты глубокой любовью к В. И. Ленину, к созданной им великой стране СССР.

Поэтесса славит людей труда, гордится их трудолюбием, упорством. Ее взор устремлен в будущее. Восхищаясь красотой Телецкого озера, его величавым видом, Александра Саруева замечает:

В её стихотворениях запечатлены многие стороны жизни Алтая, выражена большая любовь к щедрым на трудовые подвиги людям голубых гор.

Источники

1. Видеть сердцем / Звезда Алтая. 4 декабря 2014 г. 2. Казанцев И. О родном крае / Алтайская правда, 6 февраля, 1963 г. 3. Писатели Горного Алтая: Биобиблиографический справочник. — Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1988. — 264 с. 4. Усольцев С. Ефимов А. В алтайской семье / Алтайская правда, 6 ноября, 1951 г.

Материал подготовил Е.Гаврилов, 26 ноября 2015 г.

Саруева Александра Федоровна (1914 – 1980)

Поэзия земная и живая >>

Саруева Александра Федоровна (1914 – 1980).

Слайд 29 из презентации «Поэзия земная и живая»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Поэзия земная и живая.pptx» можно в zip-архиве размером 5693 КБ.

Похожие презентации

«Баснописцы» — Эзоп. Поучительная новеллами, анекдотами. Александр Петрович Сумароков. Иван Андреевич Крылов. Баснописцы. Иван Иванович Дмитриев. В мире басен. Басня всегда несёт аллегорический иносказательный характер. Сергей Владимирович Михалков. Альманах. Жанр басни утвердил в русской поэзии А.П.Сумароков (1717-1777).

«Русские рифмы» — Наташа поглядела. Проанализируйте стихотворение. Дождь шуршал. Впустить прохладу утра на заре. М.Ю. Лермонтов. Влияние европейской поэзии. Женская рифма. Рифма связывает строки. Алексей Плещеев. Ассонансы. Стихи Мандельштама. Мужская рифма. Виды рифм. Банальные рифмы. Важны звуки. Рифма с ударением на последнем слоге в строке.

«О поэзии» — Поэзии прекрасные страницы. Снег обтаял под сосною, и тепло на мягком мху. Поздним солнцем отогрета, В щёлке муха ожила. Завтра хлынет дождик быстрый, тучей солнце заслоня. Плохо кончились затеи — Лопнул старенький канат. Лик берёзы – под фатой подвенечной и прозрачной. Закружилась листва золотая…

«Поэзия 19-20 века» — Анна Андреевна Горенко родилась 11(23)июня 1889года под Одессой. Родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Обучалась в Москве, затем в Швейцарии, Германии, Франции. Литература — выразитель передовых идей века. Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924). Сергей Есенин. Гумилев Николай Степанович (1886-1921).

«Поэзия 19-20 веков» — Содержание: «Серебряный век». Состав поэтов широк и разнообразен. Трагически сложилась судьба большинства гениев серебряного века. Поэты серебряного века создали грандиозный поэтический капитал. Акмеизм. Русской поэзии. Футуризм (от лат. futurum — будущее) —название авангардистских движений. Представители течения.

«Поэзия об осени» — Листопад. Пожелтела листва. Осень наступила. Люблю природу русскую. Кисти ярко-красные вянущих рябин. Осеннее ненастье. Соедини название произведения с фамилией автора. Выразительные средства языка. Покой и простор. Скоро осень проснётся. Серп. Сравнение. Олицетворение. Поспевает брусника. Вспомни и вставь пропущенные слова.


источники:

http://www.vtourisme.com/altaj/kultura/znamenitosti-kultury/1033

http://900igr.net/prezentacija/literatura/poezija-zemnaja-i-zhivaja-262710/sarueva-aleksandra-fedorovna-1914-1980-29.html