А Ф Лазурский Краткая биография

Лазурский Александр Федорович: биография и фото

Лазурский Александр Федорович (фото см. ниже) – русский психолог и врач, ученик В. М. Бехтерева. Является автором характерологии. Это психологическая концепция индивидуальных различий, которые рассматриваются в тесном взаимодействии с функционированием нервных центров. Александр Федорович одним из первых начал исследовать личность в естественных условиях жизнедеятельности испытуемого. В статье будет представлена биография учёного.

Учёба

Александр Федорович Лазурский появился на свет в городе Переяславле (Полтавская губерния) в 1874 году. Семья мальчика была небогатой. Саша учился в Лубянской гимназии, которую окончил с золотой медалью. После молодой человек подал документы в Военно-медицинскую академию. Поступив, Лазурский занялся психологией. Под руководством В. М. Бехтерева Александр начал изучение нервных и психических болезней, получив превосходную нейрофизиологическую и нейроанатомическую подготовку. Также студент провёл очень много самостоятельных исследований.

Работа

В 1895 году герой данной статьи устроился в психиатрическую лабораторию. Там Александр исследовал проблемы клинической психофизиологии и экспериментальной психологии. Параллельно Лазурский изучал теории темперамента и характера, а также провёл анализ с целью создания их классификаций. В итоге студент понял, что данный раздел психологии человека разработан ещё недостаточно.

В 1897 году Лазурский Александр Федорович успешно окончил академию и остался работать в клинике Бехтерева, где занимался лечебной практикой и заведовал лабораторией. Спустя два года, он вошёл в Петербургское общество психиатров, как полноправный член. К этому времени Александр сдал уже более 20 экзаменов на получение степени доктора медицины. В конце 1900 года учёный защитил диссертацию на тему: «Как мышечные движения влияют на мозговое кровообращение». Все необходимые для неё исследования он провёл в лаборатории Бехтерева.

Поездка за границу

В 1901 г. Лазурский Александр Федорович отправился в командировку за рубеж, где провёл 2 года. Первые шесть месяцев учёный жил в Лейпциге. Там он работал в Психологическом институте Вундта. Затем Лазурский переехал в Гейдельберг, в лабораторию местной психиатрической клиники. В то время её главой был Эмиль Крепелин, считавшийся основателем экспериментальной психиатрии и применявший её методы клинически. И последние шесть месяцев Александр провёл в Берлине. Там исследователь учился у лучших неврологов и слушал лекции по психологии, читаемые К. Штумпфом.

В 1903 году Лазурский Александр Федорович приехал в Петербург и устроился работать в Военно-медицинскую академию. Учёного избрали приват-доцентом «по нервным и душевным болезням». В дальнейшем он читал в академии курс по общей психологии. Вскоре Лазурского избрали секретарём Русского общества патологической и нормальной психологии. На этой должности он сыграл существенную роль при основании Психоневрологического института. Позже исследователь возглавил там кафедру общей психологии.

В 1904 году Александр Федорович начал сотрудничать с А. П. Нечаевым, заведующим лабораторией экспериментальной педагогической психологии. Там Лазурский возглавил специальную комиссию. Её главной задачей стала разработка экспериментальных способов психологии. Также учёный проводил определённые характерологические исследования. Через какое-то время в лаборатории появились курсы, а потом – Педагогическая академия.

Характерология

В 1906 году Лазурский Александр Федорович написал «Очерк науки о характерах». Исследователь предлагал в нём решить некоторые проблемы общей психологии. Сделать это учёный хотел с помощью создания новой науки – характерологии, которая должна изучать индивидуальные особенности компонентов психической организации человека, а также разные способы их сочетаний, обусловливающих разнообразие характеров. Эти различия Лазурский подробно проанализировал через призму такого термина, как «наклонность», введённого им самим. По мнению Александра Федоровича, в основе формирования наклонности лежит неоднократное повторение человеком определённых сторон психического процесса.

Учёный признавал, что современные методы анализа не объясняют факторов, обуславливающих существование наклонностей. Главной задачей характерологии он видел создание научно обоснованных описаний индивидуальности.

Выпущенное в 1908 году издание «Школьные характеристики» стало результатом применения данной теории на практике. Александр Федорович выбрал одну из закрытых школ и начал экспериментально исследовать характеры её учеников. Лазурский включил в книгу характеристики всех детей, чей возраст был от 10 до 15 лет. Издание он дополнил подробными данными экспериментальных исследований. Помимо этого, герой данной статьи рассмотрел некоторые сложные проявления личности и подробно их проанализировал. Идём далее.

Классификация личностей

Со временем Лазурский Александр Федорович, биография которого известна всем любителям психологии, накопил огромный объём эмпирических данных. Этой информации было достаточно для того, чтобы сформулировать собственную классификацию личностей. При этом исследователь подчёркивал необходимость создания именно «психосоциальной», а не психологической классификации. И для достижения такого результата, Лазурский сформулировал два принципа: разделение людей на несколько типов по психическому содержанию, а также деление на 3 разряда по психическому уровню активности.

Естественный эксперимент

Общепсихологические проблемы – вот чем помимо прикладных исследований занимался Лазурский Александр Федорович. Вклад в психологию этого учёного неоспорим. Изучению проблемы метода он посвятил большую часть жизни. Изначально учёный признавал существование трёх методов: наблюдения, эксперимента и самонаблюдения. Последний был самым эффективным и полезным для решения различных общепсихологических задач. Ну, а эксперимент и наблюдение Лазурский предлагал использовать в характерологии, как наиболее объективные. На протяжении нескольких лет исследователь анализировал недостатки, достоинства и возможности каждого способа. В 1910 году Александр Федорович создал новый метод – «естественный эксперимент», который сочетал в себе достоинства лабораторного эксперимента и систематического наблюдения. Во время его проведения намеренно создавались такие условия, при которых проявлялись наиболее интересные для наблюдателя наклонности людей.

«Психология общая и экспериментальная»

Именно под таким названием вышла новая книга Лазурского в 1912 году. В ней учёный подробно изложил своё понимание психологии. Психические феномены он рассматривал как реально существующие. А саму психику считал вполне закономерным и естественным этапом эволюции. По мнению Александра Федоровича, физиологическое и психологическое являются двумя составляющими единого биологического процесса, который разворачивается в коре головного мозга. В результате у Лазурского сложилось субъективнее понимание психологии. В основу его системы лёг принцип рефлекса, а также биологически обусловленная активность психики.

«Экзопсихика» и «эндопсихика»

Эти два ключевых для характерологии понятия Александр Федорович ввёл в 1916 году. Под экзопсихикой он понимал отношение личности к внешним объектам и окружающей среде в целом. Под средой здесь подразумевается искусство, наука, разные социальные группы, люди, природа и жизнь самого индивида. Эндопсихика – это внутренние механизмы человека, которые объединяют темперамент, умственную одарённость и характер.

Повторная попытка классификации

После введения фундаментальных понятий у учёного сформировалась новая теория личности. Лазурский Александр Федорович положил в её основу принцип активного приспособления индивида к окружающей среде. Хотя исследователь решил оставить прежнее деление на типы и уровни.

Личности низшего уровня подвержены влиянию среды и с огромным трудом адаптируются к её требованиям. Данный уровень в классификации учёного получил название «неприспособленные». К среднему уровню Лазурский причислял людей, у которых хватало способностей для получения образования и ведения в дальнейшем успешной деятельности. Это «приспособленные» члены общества. Ну, и высший уровень людей Александр Федорович назвал «приспособляющие». Такое определение объясняется довольно просто. Представители данного уровня способны подстраивать среду под свои запросы, которые в разы выше, чем у представителей низших уровней.

Одну из ключевых ролей в данной классификации играет соотношение эндо- и экзопсихики. Именно оно определяет «чистоту» того или иного типа. К «чистому» типу Лазурский относит тех, чья профессиональная деятельность, интересы и приобретённый навыки соответствуют природным свойствам их нервно-психической организации. В этом случае наблюдается гармоничное единение эндо- и экзопсихики. Ну, а в «переходных», «комбинированных» типах это равновесие нарушено.

Ещё несколько месяцев совершенствовал свою классификацию Лазурский Александр Федорович, книги которого имеют для современных психологов большую ценность. Вскоре в свет вышел ещё один его труд – «К учению о психической активности». В ней исследователь обобщил результаты шестилетних экспериментов, описав различные методы изучения внутренних механизмов индивида объективными способами.

Наследие

26 марта 1917 года – вот день, когда ушёл из жизни Александр Федорович Лазурский. Вклад в науку этого исследователя просто огромен (особенно в индивидуальную психологию). Он первый учёный в России, который попытался создать подробную классификацию личностей. Помимо прикладных исследований, Александр Федорович также занимался проблемами предмета и метода характерологии. Результаты его разработок в данной сфере до сих пор используются психологами.

Лазурский Александр Федорович: краткая биография и фото

Лазурский Александр Федорович (фото см. ниже) – русский психолог и врач, ученик В. М. Бехтерева. Является автором характерологии. Это психологическая концепция индивидуальных различий, которые рассматриваются в тесном взаимодействии с функционированием нервных центров. Александр Федорович одним из первых начал исследовать личность в естественных условиях жизнедеятельности испытуемого. В статье будет представлена биография учёного.

Учёба

Александр Федорович Лазурский появился на свет в городе Переяславле (Полтавская губерния) в 1874 году. Семья мальчика была небогатой. Саша учился в Лубянской гимназии, которую окончил с золотой медалью. После молодой человек подал документы в Военно-медицинскую академию. Поступив, Лазурский занялся психологией. Под руководством В. М. Бехтерева Александр начал изучение нервных и психических болезней, получив превосходную нейрофизиологическую и нейроанатомическую подготовку. Также студент провёл очень много самостоятельных исследований.

Работа

В 1895 году герой данной статьи устроился в психиатрическую лабораторию. Там Александр исследовал проблемы клинической психофизиологии и экспериментальной психологии. Параллельно Лазурский изучал теории темперамента и характера, а также провёл анализ с целью создания их классификаций. В итоге студент понял, что данный раздел психологии человека разработан ещё недостаточно.

В 1897 году Лазурский Александр Федорович успешно окончил академию и остался работать в клинике Бехтерева, где занимался лечебной практикой и заведовал лабораторией. Спустя два года, он вошёл в Петербургское общество психиатров, как полноправный член. К этому времени Александр сдал уже более 20 экзаменов на получение степени доктора медицины. В конце 1900 года учёный защитил диссертацию на тему: «Как мышечные движения влияют на мозговое кровообращение». Все необходимые для неё исследования он провёл в лаборатории Бехтерева.

Поездка за границу

В 1901 г. Лазурский Александр Федорович отправился в командировку за рубеж, где провёл 2 года. Первые шесть месяцев учёный жил в Лейпциге. Там он работал в Психологическом институте Вундта. Затем Лазурский переехал в Гейдельберг, в лабораторию местной психиатрической клиники. В то время её главой был Эмиль Крепелин, считавшийся основателем экспериментальной психиатрии и применявший её методы клинически. И последние шесть месяцев Александр провёл в Берлине. Там исследователь учился у лучших неврологов и слушал лекции по психологии, читаемые К. Штумпфом.

Возвращение в Россию

В 1903 году Лазурский Александр Федорович приехал в Петербург и устроился работать в Военно-медицинскую академию. Учёного избрали приват-доцентом «по нервным и душевным болезням». В дальнейшем он читал в академии курс по общей психологии. Вскоре Лазурского избрали секретарём Русского общества патологической и нормальной психологии. На этой должности он сыграл существенную роль при основании Психоневрологического института. Позже исследователь возглавил там кафедру общей психологии.

В 1904 году Александр Федорович начал сотрудничать с А. П. Нечаевым, заведующим лабораторией экспериментальной педагогической психологии. Там Лазурский возглавил специальную комиссию. Её главной задачей стала разработка экспериментальных способов психологии. Также учёный проводил определённые характерологические исследования. Через какое-то время в лаборатории появились курсы, а потом – Педагогическая академия.

Характерология

В 1906 году Лазурский Александр Федорович написал «Очерк науки о характерах». Исследователь предлагал в нём решить некоторые проблемы общей психологии. Сделать это учёный хотел с помощью создания новой науки – характерологии, которая должна изучать индивидуальные особенности компонентов психической организации человека, а также разные способы их сочетаний, обусловливающих разнообразие характеров. Эти различия Лазурский подробно проанализировал через призму такого термина, как «наклонность», введённого им самим. По мнению Александра Федоровича, в основе формирования наклонности лежит неоднократное повторение человеком определённых сторон психического процесса.

Учёный признавал, что современные методы анализа не объясняют факторов, обуславливающих существование наклонностей. Главной задачей характерологии он видел создание научно обоснованных описаний индивидуальности.

Выпущенное в 1908 году издание «Школьные характеристики» стало результатом применения данной теории на практике. Александр Федорович выбрал одну из закрытых школ и начал экспериментально исследовать характеры её учеников. Лазурский включил в книгу характеристики всех детей, чей возраст был от 10 до 15 лет. Издание он дополнил подробными данными экспериментальных исследований. Помимо этого, герой данной статьи рассмотрел некоторые сложные проявления личности и подробно их проанализировал. Идём далее.

Классификация личностей

Со временем Лазурский Александр Федорович, биография которого известна всем любителям психологии, накопил огромный объём эмпирических данных. Этой информации было достаточно для того, чтобы сформулировать собственную классификацию личностей. При этом исследователь подчёркивал необходимость создания именно «психосоциальной», а не психологической классификации. И для достижения такого результата, Лазурский сформулировал два принципа: разделение людей на несколько типов по психическому содержанию, а также деление на 3 разряда по психическому уровню активности.

Естественный эксперимент

Общепсихологические проблемы – вот чем помимо прикладных исследований занимался Лазурский Александр Федорович. Вклад в психологию этого учёного неоспорим. Изучению проблемы метода он посвятил большую часть жизни. Изначально учёный признавал существование трёх методов: наблюдения, эксперимента и самонаблюдения. Последний был самым эффективным и полезным для решения различных общепсихологических задач. Ну, а эксперимент и наблюдение Лазурский предлагал использовать в характерологии, как наиболее объективные. На протяжении нескольких лет исследователь анализировал недостатки, достоинства и возможности каждого способа. В 1910 году Александр Федорович создал новый метод – «естественный эксперимент», который сочетал в себе достоинства лабораторного эксперимента и систематического наблюдения. Во время его проведения намеренно создавались такие условия, при которых проявлялись наиболее интересные для наблюдателя наклонности людей.

«Психология общая и экспериментальная»

Именно под таким названием вышла новая книга Лазурского в 1912 году. В ней учёный подробно изложил своё понимание психологии. Психические феномены он рассматривал как реально существующие. А саму психику считал вполне закономерным и естественным этапом эволюции. По мнению Александра Федоровича, физиологическое и психологическое являются двумя составляющими единого биологического процесса, который разворачивается в коре головного мозга. В результате у Лазурского сложилось субъективнее понимание психологии. В основу его системы лёг принцип рефлекса, а также биологически обусловленная активность психики.

«Экзопсихика» и «эндопсихика»

Эти два ключевых для характерологии понятия Александр Федорович ввёл в 1916 году. Под экзопсихикой он понимал отношение личности к внешним объектам и окружающей среде в целом. Под средой здесь подразумевается искусство, наука, разные социальные группы, люди, природа и жизнь самого индивида. Эндопсихика – это внутренние механизмы человека, которые объединяют темперамент, умственную одарённость и характер.

Повторная попытка классификации

После введения фундаментальных понятий у учёного сформировалась новая теория личности. Лазурский Александр Федорович положил в её основу принцип активного приспособления индивида к окружающей среде. Хотя исследователь решил оставить прежнее деление на типы и уровни.

Личности низшего уровня подвержены влиянию среды и с огромным трудом адаптируются к её требованиям. Данный уровень в классификации учёного получил название «неприспособленные». К среднему уровню Лазурский причислял людей, у которых хватало способностей для получения образования и ведения в дальнейшем успешной деятельности. Это «приспособленные» члены общества. Ну, и высший уровень людей Александр Федорович назвал «приспособляющие». Такое определение объясняется довольно просто. Представители данного уровня способны подстраивать среду под свои запросы, которые в разы выше, чем у представителей низших уровней.

Одну из ключевых ролей в данной классификации играет соотношение эндо- и экзопсихики. Именно оно определяет «чистоту» того или иного типа. К «чистому» типу Лазурский относит тех, чья профессиональная деятельность, интересы и приобретённый навыки соответствуют природным свойствам их нервно-психической организации. В этом случае наблюдается гармоничное единение эндо- и экзопсихики. Ну, а в «переходных», «комбинированных» типах это равновесие нарушено.

Ещё несколько месяцев совершенствовал свою классификацию Лазурский Александр Федорович, книги которого имеют для современных психологов большую ценность. Вскоре в свет вышел ещё один его труд – «К учению о психической активности». В ней исследователь обобщил результаты шестилетних экспериментов, описав различные методы изучения внутренних механизмов индивида объективными способами.

Наследие

26 марта 1917 года – вот день, когда ушёл из жизни Александр Федорович Лазурский. Вклад в науку этого исследователя просто огромен (особенно в индивидуальную психологию). Он первый учёный в России, который попытался создать подробную классификацию личностей. Помимо прикладных исследований, Александр Федорович также занимался проблемами предмета и метода характерологии. Результаты его разработок в данной сфере до сих пор используются психологами.

Лазурский Александр Федорович | Биография

Годы жизни:1874 -1917

Родина: Переяслав-Хмельницкий (Украина)

Лазурский Александр Федорович родился 12 апреля 1874 г. В 1897 г. он окончил со степенью «лекаря с отличием» Военно-медицинскую академию и был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой В. М. Бехтеревым клинике душевных и нервных болезней. Исследовательская деятельность А. Ф. Лазурского началась еще на первых курсах академии в лабораториях этой клиники. Проблема психологии уже тогда заняла центральное место в его научных интересах, чему способствовали не только широкий кругозор и глубокая эрудированность А. Ф. Лазурского в области наук о человеке, но и вся атмосфера клиники, где в 1895 г. была открыта психологическая лаборатория. По окончании академии молодой врач стал заведовать этой лабораторией.

Являясь штатным Врачом клиники, А. Ф. Лазурский в течение 16 лет вел большую лечебную работу. Некоторое время он также возглавлял различные отделения в доме призрения душевнобольных в Петербурге. В последствии А. Ф. Лазурский был врачом и консультантом по вопросам медицинской педагогики в организованной им вместе с другими врачами школе для детей с пониженной успешностью, нервных и слаборазвитых». Со времени окончания академии он принимал активное участие в работе Петербургского общества психиатров и невропатологов, а в 1899г. был избран его действительным членом. Тогда же А. Ф. Лазурский сдал экзамены на степень доктора медицины, которые проводились по всем медицинским дисциплинам.

Разработка А. Ф. Лазурским сенов медицинской психологии опиралась на его многогранную научно-исследовательскую работу, в частности нейроморфологические исследования.

Параллельно в связи с запросами психоневрологической клиники он провел основательное физиологическое исследование «О влиянии мышечной работы на мозговое кровообращение». Исследование проводилось по оригинальной экспериментальной методике, его результаты с большим успехом были защищены в диспуте в качестве докторской диссертации с официальными оппонентами И. П. Павловым, В. М. Бехтеревым и М. С. Добротворским. И. П. Павлов высоко оценил работу, отметив «выдающийся интерес темы» в теоретическом и практическом отношениях, а В. М. Бехтерев подчеркнул важность проведенного исследования для клиники.

изучить эмоции как свойства личности.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ .

. поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка . Перегуда, О.А. Шаграева, Козлова, С.А.. — М.: Академия, 2009.- 176 с. 4 Кряжева, Н.Л. Развитие . переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции; • процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; • поддающиеся .

Большой интерес вызвали в свое время работы А. Ф. Лазурского по клинической психофизиологии, касающиеся сомато-психических соотношений. В одной из них рассматривались изменения физиологических функции внешнего дыхания и кровообращения в гипнотическом сне. А. Ф. Лазурским было также проведено изучение влияния непосредственно внушенных эмоций радости, горя, страха и гнева на некоторые физиологические функции.

Ранние исследования способствовали формированию прогрессивного естественно-научного мировоззрения А. Ф. Лазурского, на которое впоследствии опиралась его деятельность клинического психолога. Проследив развитие психологии с древнейших времен, А. Ф. Лазурский показал зависимость этапов ее истории от успехов естествознания в целом. Особое значение он придавал физиологии и, в частности, физиологии мозга, так как именно благодаря ей стало ясно, что «головной мозг является… седалищем нашей психической деятельности», а поэтому «немыслимо изучать психологию, не имея основательных познаний по анатомий и физиологии центральной нервной системы». Успехи психопатологии как раздела медицины, считал ученый, также важны для прогресса психологии, ибо «данные, добытые патологией души, заставили пересмотреть, а во многих случаях и подвергнуть основательной переработке многие важные отделы нормальной психологии».

Становлению А. Ф. Лазурского как психолога способствовала работа в психиатрической клинике с психологической лабораторией Эмиля Крепелина в Гейдельберге и Психологическом институте Вильгельма Вундта в Лейпциге во время двухгодичной научной командировки, куда он был направлен в 1900 г. после защиты диссертации. Однако первые психологические исследования, выполненные экспериментальными методами, были начаты А. Ф. Лазурским еще в 1896 г. В последующие годы он провел ряд разработок, обогативших классическую экспериментальную психологию. Став профессором Психоневрологического института по кафедре обшей и экспериментальной психологии, А. Ф. Лазурский организовал и возглавил там в 1909 г. психологическую лабораторию, которая со временем превратилась в центр по изучению психической активности в эксперименте. Он создал интересный учебник «Психология общая и экспериментальная», выдержавший ряд изданий, в том числе и в советское время. С момента основания В. М. Бехтеревым журнала «Вестник психологии» А. Ф. Лазурский являлся редактором раздела экспериментальной психологии. Впоследствии он фактически возглавил это периодическое издание. Он принимал активное участке в редактировании русского перевода многотомных «Основ физиологической психологии.» Вундта . Признанием заслуг А. Ф. Лазурского в области экспериментальной психологии явилось избрание его ученым секретарем созданного В. М. Бехтеревым и И. П. Павловым Русского общества нормальной и патологической психологии, а также почетным членом Московского общества экспериментальной психологии.

В своих экспериментальных психологических исследованиях А. Ф. Лазурский стремился к получению данных, характеризующих индивидуальность изучаемых людей. Первоначально эта тенденция выступала лишь как исследовательская ориентация, но с начала 900-я годов изучение индивидуальных различий и в целом психологии личности стало главным делом жизни А. Ф. Лазурского1. В этих центральных разделах психологии он сумел перейти от априорных классификаций и представлений предшественников к принципиально важным эмпирическим разработкам посредством специально созданной им «Программы исследования личности». Ученый справедливо считал, что высшие уровни психики людей следует изучать так же конкретно, как клиницист изучает их физическую и физиологическую организацию. А. Ф. Лазурский неустанно работал над созданием методических приемов, адекватных такого рода исследованиям. Он предложил и широко использовал метод систематического наблюдения, сочетая его со специально подобранными методиками экспериментальной психологии. Вершиной методических изысканий А. Ф. Лазурского является, созданный им к 1910 г. «метод естественного эксперимента», благодаря которому устраняется искусственность лабораторного опыта и значительно возрастает ценность данных наблюдения, поскольку испытуемый не вырывается из привычной для него среды, но становится в то же время в строго запрограммированные и контролируемые условия.

Тема 8. Понятие личности в психологии общее представление о личности

. к деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей. История исследований личности Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких .

А. Ф. Лазурским была выдвинута концепция отношении личности, развитая уже на основе диалектического и исторического материализма видным советским психологом, учеником А. Ф. Лазурского В. Н. Мясищевым, который применил ее, в частности, в клинике неврозов и пограничных состояний. Талантливый теоретик, один из создателей индивидуальной психологии — «науки о характерах», как он ее называл, А. Ф. Лазурский никогда не замыкался в кругу абстрактных построений, в его живая мысль проникала в различные области практики. Создание основ клинической психологии и преподавание психологии в высших медицинских учебных заведениях стали одним из основных направлений его научно-практической и педагогической деятельности.

Опыт первых лет клинической работы привел А. Ф. Лазурского к следующему выводу: «Введение психологии в курс медицинских наук является необходимым и в высшей степени желательным как для довершения общемедицинского образования, так и для успешного пользования психотерапией в самом широком смысле этого слова». Реализация этой идеи началась циклом лекций «О значении эксперимента в психологии» и «О чувственной афазии», которые он прочитал в Военно-медицинской академии в конце 1903 г. Более десяти лет он читал слушателям академии лекции и вел практические занятия по патологической психологии с подробным психологическим анализом важнейших болезненных симптомов. Кроме того, в те же годы при непосредственном содействии А. Ф. Лазурского в клинике ряд диссертаций, посвященных различным теоретическим вопросам психологии и изучению душевнобольных психологическими методами, был выполнен его учениками.

Формирование научных основ медицинской психологии и развитие ее преподавания в значительной мере связано с деятельностью А. Ф. Лазурского в Женском медицинском институте (ныне I Ленинградский медицинский институт им. И. П. Павлова).

В октябре 1908 г. он был избран преподавателем этого института и вскоре представил программу лекций для слушательниц младших курсов. Программа предусматривала курс, аналогичный тому, который А. Ф. Лазурский читал в Психоневрологическом институте, и состояла из следующих разделов: предмет и задачи психологии, отношение ее к пограничным областям знания, методы психологии, психофизика и анализ ощущений различных модальностей; процессы восприятия, памяти, мышления и воображения; эмоции и воля и, наконец, раздел о личности, темпераменте и характере. Впоследствии он значительно дополнил эту программу вопросами патологической психологии и психологии детства, а также ввел практические занятия по экспериментальной психологии. Такое расширение курса было вызвано стремлением А. Ф. Лазурского максимально приблизить преподавание к запросам жизни. Рассмотрение расстройств восприятия и мышления, исследование ассоциаций у душевнобольных, изучение патологических аффектов и другие вопросы патопсихологии он считал необходимым введением в психиатрию. Дополнение курса разделом о психологии детства было вызвано тем, что значительное число выпускниц института становились школьными врачами. Поэтому практические занятия включали опыты, подтверждающие теоретические положения общей психологии, методики объективного иссле­дования душевнобольных, а также составление детских характеристик по «Программе» А. Ф. Лазурского. Расширенный курс лекций читался в течение всего учебного года по два часа, а практические занятия проводились дважды по два часа в неделю, собирая большое число слушательниц, несмотря на необязательность посещения.

1. Взаимоотношение психологии и психиатрии. Роль и значение экспериментально-психологического .

. Предметы некоторых наук, объектом которых является человек Если психология изучает людей с нормальным поведением, то психиатрия изучает людей, чье поведение уже совсем неадекватно, выходит . есть, психологией личности, персонологией, понимаемой как психологический аспект, охватывающий человека в целом. Наряду с этим, соразмерным себе предметом рассмотрения в качестве контекста, психиатрия включает .

Опираясь на опыт первых лет преподавания психологии, убедившись в крайней необходимости введения психологии в систему медицинского образования, А. Ф. Лазурский выступил перед медицинской общественностью с призывом о распространении психологических знаний среди будущих врачей. На III съезде отечественных психиатров в начале 1910 г. он убежденно заявил, что полноценного школьного врача может создать психиатрическая и в особенности психолого-педагогическая подготовка. В апреле того же года он выступил в секции душевных и нервных болезней XI Пироговского съезда русских врачей с докладом «О преподавании психологии на медицинских факультетах», в котором обосновал необходимость введения психологии в систему медицинских наук. А. Ф. Лазурский подчеркнул, что серьезные познания в этой области могут быть получены только «из уст специалиста и в лаборатории». Он предложил план преподавания психологии будущим врачам, особо отметив необходимость проведения практических занятий. Выступивший в прениях В. М. Бехтерев подчеркнул, что немыслимо вести курс психиатрии без психологии и что психиатр должен так же опираться на психологию, как терапевт опирается на физиологию, а хирург на анатомию. В резолюции съезда подтверждалась необходимость преподавания психологии, причем обязательно на основе объективных методов.

Получив поддержку представительного съезда, — А. Ф. Лазурский с еще большей энергией продолжал совершенствовать курс психологии и его преподавание. В 1912г. он с удовлетворением констатировал завершение формирования такого курса, который «наиболее соответствует потребностям медицинского факультета и который с полным правом может быть назван курсом медицинской психологии» (разрядка А. Ф. Лазурского).

Главными ЦЕЛЯМИ преподавания медицинской генетики в медицинском вузе являются:

. успехами общей генетики, генетики челове ка, медицинской и клинической генетики 21 века. Главными ЦЕЛЯМИ преподавания медицинской генетики в медицинском вузе являются: 1. формирование . медицинских работников за жизнь и здоровье пациента, членов его семьи, потомства, за состояние здоровья популяции в целом. Необходимость генетических знаний для современного врача .

В заключение он выразил надежду, что начатое дело не заглохнет, а будет далее развиваться.

В конце 1913 г. А. Ф. Лазурский наряду с преподаванием психологии начал вести клинические занятия по психиатрии со слушательницами выпускного курса, а вскоре стал читать систематический курс психиатрии. Объединение преподавания психологии и психиатрии в руках выдающегося ученого, несомненно, обеспечило глубокие познания будущих врачей как в общей и клинической психологии, так и в психиатрии. Лекции А. Ф. Лазурского по общей и экспериментальной психологии слушали также студенты медицинского факультета Психоневрологического института, а также участники курсов повышения квалификации невропатологов и психиатров, которые периодически организовывались при институте.

Таким образом, А. Ф. Лазурскому удалось претворить в жизнь свои идеи совершенствования медицинского образования введением преподавания психологии в трех высших учебных заведениях.

26 марта 1917 г. тяжелая болезнь оборвала жизнь выдающегося ученого-новатора, которому было всего 43 года.

А. Ф. Лазурский чрезвычайно много сделал для развития психологии, особенно в деле создания на материалистической основе собственно психологической теории личности и адекватных ей методов исследования. Он явился одним из пионеров внедрения идей научной психологии в клиническую медицину через клинику психиатрии и заложил теоретические основы клинической персонологии, получающей в наши дни все большее развитие. В целом творческие достижения блестящего, ученого-психолога и клинициста, в силу ряда причин недостаточно широко известные в наши дни, показывают его выдающуюся роль в создании основ отечественной медицинской психологии.

ЖУРНАЛ НЕВРОПАТОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ ИМЕНИ С. С. КОРСАКОВА
ТОМ 77 1977 ВЫП. 6

Примеры похожих учебных работ

Характер и личность: общее и различное в этих понятиях. Экспериментальное исследование .

. общества, соучастника истерического процесса. Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, . личностью. Согласно Лазурскому, выделяются три уровня зрелости взрослой личности: низший, средний и высший. Для характеристики личностей .

Пути исследования нарушений личности

. разработаны и экспериментальные методы исследования личностных изменений. Частично такое положение объясняется малой разработанностью проблем личности в общей психологии. Лишь в последнее время начинают проводить исследования, посвященные .

Семинарские занятия по курсу «психология девиантного поведения» для студентов 4 курса .

. Абрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. – 1996. . психологии №41999 Детская депрессия Вопросы психологии №3 1999 Пережитое насилие – личность Вопросы психологии№61998 Социальная депривация Вопросы психологии .

Неомарксистская антропология исследование авторитарной личности

. направлены на изучение такого типа личности как авторитарная. Проект исследования авторитарной личности стал реализовываться в январе . и др. Представителями данной школы был провозглашен курс, направленный на обновление марксизма — течение, ревизующее .

Методы исследования поведения личности в организации

. контрольной работы — изучение методов исследования поведения личности в организации. Контрольная работа . медицинскую, юридическую, в широком смысле, в узком смысле, модель личности в измерениях трудового потенциала, иные модели личности. .

Исследование поведения личности в организации

. стало столь угрожающим, что приходится сокращать численность работников. Целью данной работы является исследование поведения личности в организации. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: -обобщение .