А Дейнека биография Кратко

Александр Дейнека

Александр Дейнека является одним из наиболее выдающихся деятелей советской культуры.

За свою жизнь он проявил себя во многих областях искусства, таких как живопись, скульптура и графика. Также проявил себя, как талантливый педагог.

↑ Краткая биография

Александр Дейнека родился 8 мая 1899 года в Курске. Его семья не была богатой, отец работал железнодорожником. Тем не менее он смог получить неплохое образование для своего времени.

В периоде с 1915 по 1917 учился в художественном училище в Харькове. Во время революции начинает активную художественную деятельность. Работает фотографом, занимается педагогикой и народным образованием.

Во время наступления белой армии принимает участие в боях за Курск. С 1919-1920 служит в рядах Красной армии в качестве художественного руководителя в политотделе. В конце революции отправляется в Москву, где получает высшее художественное образование.

В 1924 году проходит его первая выставка, на которой Дейнека демонстрирует свой талант. С этого момента он приминает активное участие в художественных организациях, рисует множество своих знаменитых картин.

А.Дайнека. картина Оборона Петрограда фото

Период Сталинских репрессий никак не влияет на художника. Во время Великой Отечественной Войны создает агитационные плакаты для поддержания боевого духа в трудный для советской армии 1942 год. После войны продолжает свою художественную деятельность, входит в Академию художеств СССР. Больше внимания уделяет педагогике.

Александр Дейнека умер 12 июня 1969 года, оставив после себя богатое культурное наследие советской эпохи.

↑ Направление, стиль и тематика произведений

В отличие от более старшего поколения советских художников, Дейнека не успел вобрать в себя распространенные начале XX века идея модерна. Начав свой путь художника сразу во время революции, Дейнека не вкладывает много символизма в свои работы, как например Юон. Наоборот Дейнека является ярким представителем социалистического реализма. Его картины не редко посвящены революционной тематике и деятельности советских организаций.

А.Дайнека. картина Полдень фото

В тридцатых годах его задевает тема авиации. Появляются такие картины, как «Молодые Летчики» и «Через полюс в Америку». Во время войны тематика меняется на историческую, военную если точнее. Советский художник делает свой вклад в победу над нацизмом. При этом картины отличаются большим драматизм и пафосом. Особенно это заметно в одной из наиболее известных его произведений «Оборона Севастополя».

А.Дайнека. картина Оборона Севастополя фото

Однако среди его картин находят свое место трагедии. Так желая показать разрушительные последствия Великой войны, Дейнека рисует полотно «Сгоревшая деревня».

↑ Известные работы

  • «Оборона Петрограда»
  • «Механизируем Донбасс»
  • «Будущие летчики»
  • «За занавеской»
  • «Мать»
  • «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами»
  • «Полдень»
  • «Купающиеся девочки»
  • «Окраина Москвы. Октябрь 1941»
  • «Сгоревшая деревня»
  • «Оборона Севастополя»

↑ Личная жизнь

Официально Александр Дейнека долго не был женат. С первой своей возлюбленной Серафимой Лычевой он прожил около 19 лет, начиная с 1930 года. Долгое время она была его сожительницей и музой, но со временем художник увлекся другой и бросил ее. Детей у пары не было. Новой любовью Дейнеки была Елена Волкова-Дейнека, которая со временем стала его законной супругой. С ней он прожил 10 лет, до самой своей смерти, так не оставив после себя наследника.

↑ Интересные факты

Картина Дейнеки «За занавеской» была продана в Лондоне за 2.248 миллиона фунтов стерлинга.

Александр Александрович Дейнека, биография и картины

  • Год рождения: 20 мая 1899
  • Дата смерти: 12 июня 1969
  • Страна: Россия
  • Работы художника находятся:
    Русский музей
    Третьяковская галерея

Биография:

Александр Александрович Дейнека родился в Курске в простой семье железнодорожника в 1899 году. Мальчик, способный и живой, увлекается рисованием и техникой. Поступает учиться в местное железнодорожное училище и художественную школу, затем в 1915 году едет учиться в Харьковское художественное училище.

Как бы в дальнейшем сложилась судьба Дейнеки неизвестно, но в России свершились события 1917 года и Александр, со всем пылом и горячностью молодости принимает революцию, становится активным участником построения новой жизни в Курске. Он работает в уголовном розыске фотографом, ведет художественные курсы, занимается оформлением агитационных поездов, рисует плакаты, иллюстрирует стихи Маяковского.

Два года, 1919 и 1920, он служит в Красной Армии и даже участвует в защите города от белогвардейцев.

С начала 1920-х годов Дейнека продолжает учебу в Москве на полиграфическом отделении Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Александр в тот период предпочитает графические рисунки, которые, по его мнению, более полезны при агитации.

Период с 1923 года, когда он начал работать в таких журналах как «Безбожник у станка», «Прожектор» и других, можно назвать временем становления Дейнеки как художника с узнаваемым в журнальной графике стилем.

В 1924 году, участвуя в Первой дискуссионной выставке, он представляет свою первую картину «Футбол», отличающуюся лаконичностью и оригинальными ракурсами персонажей.

1925-1928 годы – Дейнека участник общества станковистов. В этом периоде появляется ряд работ, посвященных рабочему человеку: строителям, шахтерам, передовикам пролетарского труда, красноармейцам («На стройке новых цехов», «Рабочий и крестьянин», «Текстильщицы», «Оборона Петрограда» и другие).

1930-е годы знаменуют новый этап в творчестве Дейнеки. Его герои становятся менее суровыми, но более жизнерадостными, спортивными, лиричными. Он больше внимания уделяет живописи, отходя от агитации и плакатов.

Его картина «Мать», написанная в 1932 году, проста в исполнении, но очень сильна по энергетике, исходящей от нее — мать как нежность и защита. В эти же годы появляются пейзажи с лошадьми, с купающимися девушками, с излучающими здоровье спортсменами.

1934 год – поездка в Крым, которая вдохновила художника на такую необычную работу как «Парашютист над морем» и другие, посвященные авиационной тематике.

В 1935 году, его направляют в творческую командировку в Европу и Америку. Впечатления, полученные за границей, воплотились в произведениях «Улица в Риме», «Парижанка», «Танцоры в Гарлеме», множестве эскизов и зарисовок.

К концу 1930-х годов, Александр Александрович создает знаменитую картину «Левый марш», а также пробует себя в создании декоративных мозаичных панно и настенной росписи.

Война 1941 года прерывает эти масштабные планы — все силы для победы. Дейнеку оставляют в Москве, он работает в «Окнах ТАСС», делает политические плакаты, рисует выдающиеся по своему патриотическому настрою произведения «Окраина Москвы. Ноябрь 1941» и яркое, трагическое, мужественное — «Оборона Севастополя».

В послевоенные годы Дейнека продолжает создавать мозаичные панно, украшающие Московский государственный университет, Дворец съездов в Кремле, в метро, создает такие шедевры как «Эстафета по кольцу «Б», «В Севастополе», «Девушка, завязывающая ленту на голове».

Заслуги художника оценены государством, с 1963 года Дейнека удостоен многих почетных наград. Он получает звание народного художника СССР, является лауреатом Ленинской премии и Героем социалистического труда, имеет два ордена Ленина и Орден Трудового Красного знамени.

Дейнека до 1968 года ведет активную общественную деятельность, преподает в московских институтах, является академиком-секретарем в Академии художеств СССР. Скончался Александр Александрович 12 июня 1969 года.

Творческий путь Дейнеки необходимо рассматривать не поверхностно, а вникая в каждый плакат, в каждую агитку, в каждый пейзаж и портрет, иначе может показаться, что это стандартный «социалистический реализм». А ведь особый «дейнековский» стиль впечатляет своей неповторимостью, узнаваемостью, лаконичностью, выразительностью. Его молодые, задорные, спортивные юноши и девушки заражают оптимизмом. Его мозаика поражает глубиной, если зайти в метро Маяковская и посмотреть на потолок.

Дейнека считается признанным во всем мире художником и работы автора востребованы до сих пор.

Александр Дейнека (1899-1969) — краткая биография

Александр Александрович Дейнека —советский художник и скульптор, один из основоположников и ярких представителей школы социалистического реализма.

Детство и юность

Александр Александрович Дейнека родился 20 мая 1899 г. в Курске, в семье слесаря железнодорожного депо. Первое знакомство мальчика с миром живописи состоялось благодаря найденным в старом семейном сундуке иллюстрированным журналам и лубочным картинкам. Вскоре в подаренном бабушкой альбоме появились первые зарисовки скачущих лошадок, птичек и собак, марширующих солдатиков и дам под зонтиком.

Первые профессиональные навыки Саша получил в местной художественной студии, в 16-летнем возрасте поступил в Харьковское художественное училище.

После Февральской революции 1917 г. Харьковское училище было закрыто и Дейнека вернулся в Курск, устроился художником рисования в местной женской гимназии, затем стал фотографом в уголовном розыске. В 1919 г. Александр был призван в Красную армию, в качестве художника–оформителя занимался агитационной и пропагандистской работой. В августе этого года в опубликованной журналом «Наш день» статье молодой художник сформулировал свое творческое кредо и заявил о желании стать «художественным летописцем» героической борьбы пролетариата за справедливое устроение общества.

В 1921 г. после демобилизации Александр Дейнека был направлен Курским отделом народного образования на учебу в Москву и стал студентом полиграфического факультета Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Его наставником стал известный российский художник и график В.В. Флаворский, под влиянием которого были созданы многие студенческие работы — офорты «Акробаты», «Метатели диска», гравюра «Танец». В 1925 г. у Александра возникли разногласия с администрацией училища, ему не были зачтены результаты производственной практики в журнале «Безбожник у станка», и Дейнека покинул училище.

Ранний период творчества

Сотрудничество с массовыми журналами, начатое еще во время учебы в училище, стало одним из направлений творчества Дейнеки двадцатых годов. Широко известным стал графический цикл «Донбасс», опубликованный в 1924 г. в журнале «У станка» и посвященный теме промышленного возрождения и трудового подвига советских людей. Другой темой журнальных работ художника становится сатира, направленная против религиозных и буржуазных пережитков — «Сам батюшка пожаловал », «Святые прозорливцы », «Тоска по изящной жизни».

В эти годы вместе с сокурсниками Дейнека организует художественные объединения «Группа трех» и «Общество станковистов» (ОСТ), задачей которых становится изображение «примет XX столетия» — индустриализации, мирной советской жизни, физической культуры и массового спорта. В 1924 г. на знаменитой «Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства» было выставлено первое монументальное полотно молодого художника «Футбол».

Кроме станковой живописи, в этот период Дейнека занимается плакатным творчеством, иллюстрирует детские книги и журналы, работает над созданием театральных костюмов и декораций.

Одной из наиболее значительных и любимых самим автором работ 20-х годов стал патетическое полотно «Оборона Петрограда», изображающее уходящие на фронт шеренги петроградских рабочих.

Творчество тридцатых годов

С началом нового десятилетия творчество Дейнеки становится более разносторонним по тематике и настроению. Кроме работ на привычные патриотические и спортивные темы («Коммунисты на допросе», «Крестьянское восстание», «Вратарь » ), он создает целый ряд мягких и лиричных пейзажей и портретов — «На балконе», «Мать», «Крымский пейзаж», «Спящий мальчик с васильками», «Подмосковье». Отдельную серию картин художник посвящает теме авиации, наиболее замечательной из них становится романтическая картина «Будущие лётчики».

В 1937 г. Дейнека участвует в декоративном оформлении нового Театра Красной Армии, создает мозаичные панно для станций метрополитена «Маяковская» и «Новокузнецкая». Созданное художником 12-метровое монументальное панно «Знатные люди Страны Советов» удостаивается золотой медали Всемирной выставки в Париже.

В 1941 г. по мотивам одноименного стихотворения В.В. Маяковского написана одна из лучших картин Дейнеки «Левый марш» и портрет любимого поэта и друга «Владимир Маяковский в РОСТА».

В годы войны

С началом Великой Отечественной войны Александр Александрович остается в Москве, не раз выезжает на фронт, основной темой картин становится художественная хроника времени, страданий и подвига советского народа — «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», «Фронтовая дорога», «Танки идут на фронт», «Сгоревшая деревня», «Сбитый ас».

В 1942 г. после возвращения из разрушенного Севастополя Дейнека приступил к созданию знаменитого батального полотна «Оборона Севастополя», ставшего настоящим гимном мужеству защитников города.

После изгнания фашистов за пределы Родины художник смог вернуться к мирной теме творчества, закончил начатое до войны панно «Раздолье».

Заключительной работой военного периода стала серия акварелей под общим названием «Берлин. 1945», созданная во время творческой командировки в мае 1945 г.

Послевоенный период

В послевоенный период Дейнека возвращается к привычному жанру изображения трудовых будней, спорта и физического совершенства. Перечень его живописных шедевров дополняют полотна «На Донбассе», «Выходной день», «На юге», « У моря. Рыбачки », «В Севастополе », его мозаиками украшаются фойе МГУ и Кремлевского Дворца Съездов.

Александр Александрович передает свой богатый опыт новому поколению художников в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова, Московском институте прикладного и декоративного искусства, Московском архитектурном институте, является членом Академии художеств СССР.

Заслуги А. Дейнеки перед Родиной были не раз отмечены орденами и медалями, в 1963 г. ему было присвоено звание Народного художника СССР, а в 1969 г. высокое звание Героя Социалистического Труда.

Александр Александрович Дейнека скончался в Москве 12 июня 1969 г., спустя всего несколько дней после своего семидесятилетнего юбилея.

Сегодня работы великого мастера можно увидеть в собраниях крупнейших российских музеев — Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Института русского реалистического искусства, а также на родине художника в Курской картинной галерее им. А. А. Дейнеки.


источники:

http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/2700-aleksandr-aleksandrovich-dejneka-biografija-i-kartiny.html

http://s-s-v.com/velikie-russkie-hudozhniki/175-aleksandr-dejneka-1899-1969-kratkaja-biografija.html