А Д Тойнби биография

Арнольд Тойнби — биография, новости, личная жизнь

Арнольд Тойнби

Арнольд Джозеф Тойнби (Arnold Joseph Toynbee). Родился 14 апреля 1889 года в Лондоне — умер 22 октября 1975 года. Британский историк, философ истории, культуролог и социолог. Один из разработчиков цивилизационной теории, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории». Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.

Племянник известного исследователя экономической истории и сторонника социального реформаторства для улучшения положения рабочего класса Арнольда Тойнби.

Учился в колледже Винчестер и оксфордском Бейлиол-колледже, где начал преподавательскую деятельность в 1912 г., затем преподавал историю Средних веков и Византии в Кингс-колледже. В 1913 г. женился на Розалинде Мюррей (†1967), дочери Гилберта Мюррея. В 1919-1924 гг. преподавал в Лондонском университете. Работал в Лондонской школе экономики и Королевском институте международных отношений (англ. RIIA) в Чэтэм-Хаус, директором которого был в 1929-1955 гг.

Автор множества исследований по историко-философским, социологическим и политическим проблемам. Его первая работа (1913) была посвящена истории древней Спарты.

Положение учёного-специалиста, вовлечённого в мировую политику на самом высоком уровне (эксперт на Парижских мирных конференциях 1919 и 1946 гг.), в значительной степени определило характер и масштабы его исторического мышления. Влияние на него оказала этико-религиозная концепция Анри Бергсона. Сам он в своём творческом развитии выделял три этапа: до окончания первой мировой войны; до 50-х годов XX века; последний.

Последовательно писал и издавал части философско-исторического труда «Постижение истории» (т. 1-12, 1934-1961 гг.). Это исследование он начал в 1927 г. Итоги подведены в книге «Изменения и привычки» (1966 г.). В «Постижении истории» разработал и изложил собственную теорию цивилизации.

Сын А. Дж. Тойнби и Р. Мюррей, Филип Тойнби, был журналистом, писателем и коммунистом, а их внучка Полли Тойнби является левой публицисткой и колумнисткой «The Guardian».

В честь историка назван астероид 7401 Тойнби.

Теория локальных цивилизаций Тойнби

Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация, по Тойнби — замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: религия и форма её организации; территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.

Тойнби выделяет 21 цивилизацию:

1.египетская,
2.андская,
3.древнекитайская,
4.минойская,
5.шумерская,
6.майянская,
7.сирийская,
8.индская,
9.хеттская,
10.эллинская,
11.западная,
12.дальневосточная (в Корее и Японии),
13.православная христианская (основная) (в Византии и на Балканах),
14.православная христианская в России,
15.дальневосточная (основная),
16.иранская,
17.арабская,
18.индуистская,
19.мексиканская,
20.юкатанская,
21.вавилонская.

Также, кроме перечисленных, Тойнби выделяет неродившиеся цивилизации (дальнезападная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская, неродившаяся сирийская «эпохи гиксосов» — середины II тысячелетия до н. э.), а также особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своём развитии после рождения (эскимосы, кочевники Великой степи, османы, спартанцы, полинезийцы).

Учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве, в ситуациях Вызова и взаимодействия с другими народами. Смысл цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы (монады) истории проходят сходные этапы развития. Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое меньшинство цивилизации находить ответы на вызовы природного мира и человеческой среды.

Тойнби отмечает следующие типы вызовов: вызов сурового климата (египетская, шумерская, китайская, майянская, андская цивилизации), вызов новых земель (минойская цивилизация), вызов внезапных ударов от соседних обществ (эллинская цивилизация), вызов постоянного внешнего давления (русская православная, западная цивилизация) и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойств, возмещающих потерю.

Каждая цивилизация даёт сформулированный её «творческим меньшинством» Ответ на Вызов, бросаемый ей природой, социальными противоречиями и в особенности другими цивилизациями. На стадиях возникновения и роста творческое меньшинство находит ответ на вызовы окружения, авторитет его растёт и происходит рост цивилизации. На стадиях надлома и разложения творческое меньшинство утрачивает способность находить ответы на вызовы окружения и превращается в элиту, стоящую над обществом и управляющую уже не силой авторитета, а силой оружия. Большинство населения цивилизации превращается во внутренний пролетариат. Правящая элита создаёт универсальное государство, внутренний пролетариат — вселенскую церковь, внешний пролетариат создаёт мобильные военные отряды.

В центре историософских построений Тойнби лежит концепция эллинской цивилизации. Учёный принципиально отвергал категорию общественно-экономической формации.

Тойнби о России:

Основным вызовом, определившим развитие русской православной цивилизации, Тойнби считает непрерывное внешнее давление. Впервые оно началось со стороны кочевых народов в 1237 г. походом хана Батыя. Ответ заключался в изменении образа жизни и обновлении социальной организации. Это позволило впервые за всю историю цивилизаций оседлому обществу не только победить евразийских кочевников, но и завоевать их земли, изменить лицо ландшафта и в конечном итоге изменить ландшафт, преобразовав кочевые пастбища в крестьянские поля, а стойбища — в оседлые деревни. В следующий раз страшное давление на Россию последовало в XVII веке со стороны западного мира. Польская армия в течение двух лет оккупировала Москву. Ответом на этот раз было основание Петербурга Петром Первым и создание русского флота на Балтийском море.

Коммунизм Тойнби рассматривал как «контрудар», отбивающий назад то, что Запад навязал в XVIII в. в России. Экспансия коммунистических идей лишь один из неизбежных ответов на противоречие «между западной цивилизацией как агрессором и другими цивилизациями как жертвами». Свидетель гибели викторианской Англии, двух мировых войн и распада колониальной системы, Тойнби утверждал, что «на вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный облик». Тойнби предсказывал, что в 21 в. определяющим историю Вызовом станут выдвинувшая собственные идеалы Россия (которую Запад не жаждет принять в свои объятия), исламский мир и Китай.

Арнольд Тойнби — об авторе

Информация

Биография

Арнольд Джозеф Тойнби — выдающийся британский историк, философ истории, культуролог и социолог. Один из разработчиков цивилизационной теории, автор 12-томного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории». Исследователь процессов глобализации, критик концепции европоцентризма. На Парижской мирной конфе­ренции 1919 г., а впоследствии и на Парижской конференции 1946 г., Тойнби присутствовал в качестве члена британских делегаций.

Уже с раннего детства Арнольд проявлял незаурядные способности в словесности и отличался исключи­тельной памятью, живо интересовался историей народов, не вписывавшихся в традиционную европоцентристскую схему, — персов, карфагенян, мусульман,…

Арнольд Джозеф Тойнби — выдающийся британский историк, философ истории, культуролог и социолог. Один из разработчиков цивилизационной теории, автор 12-томного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории». Исследователь процессов глобализации, критик концепции европоцентризма. На Парижской мирной конфе­ренции 1919 г., а впоследствии и на Парижской конференции 1946 г., Тойнби присутствовал в качестве члена британских делегаций.

Уже с раннего детства Арнольд проявлял незаурядные способности в словесности и отличался исключи­тельной памятью, живо интересовался историей народов, не вписывавшихся в традиционную европоцентристскую схему, — персов, карфагенян, мусульман, китайцев, японцев. В 1902 г. он поступил в пре­стижный Винчестерский колледж, после окончания которого в 1907 г. продолжил свое образование в Баллиол-колледже Окс­форда. В 1909 выдержал первый публичный экзамен на степень бакалавра по классическим языкам и в 1911 — по гуманитарным наукам. По окончании остался там преподавать древнегреческую и римскую историю. В 1911-1912 гг. путешествовал, исследуя дос­топримечательности Греции и Италии, но заболел дизентерией, в связи с чем был признан непригодным к несению во­инской службы.

Во время Первой мировой войны работал в Инфор­мационном отделе МИДа Великобри­тании научным консультантом по историко-по­литическим и демографическим проблемам Ближнего Восто­ка, собирал материалы о преступлениях немцев в Бельгии. В 1915 г. вместе с Джеймсом Брайсом подготовил «Синюю книгу» по Османской империи, обобщив множество достоверных свидетельств массовых убийств армян и ассирийцев младотурками. С 1919 по 1924 гг. Тойн­би — профессор византийского и современного греческого язы­ка, истории и культуры в Лондонском университете. В 1925 г. стал научным руководителем британского Королевс­кого института международных отношений; одновременно был редактором и со­автором ежегодно выпускаемых институтом «Обзоров между­народных отношений».

Во время Второй мировой войны Тойнби был директором научного отдела МИДа Великобритании. В мирное время вернулся в Королевский институт на прежнюю должность. В 1955 г. он выхшел на пенсию и много путешествовал по странам Азии, Африки, Америки. Читал лекции и преподавал в университете Денвера, гос. университете Нью- Мексико, Миллс-колледже и др. заведениях. Почти до са­мого конца он сохранял ясный ум и необыкновенную память, но за 14 месяцев до смерти его разбил сильный пара­лич, он почти не мог двигаться и разговаривать. 22 октября 1975 г. в возрасте 86 лет Тойнби скончался в частной лечебни­це Йорка.

Тойнби о России
Основным вызовом, определившим развитие русской православной цивилизации, Тойнби считает непрерывное внешнее давление. Впервые оно началось со стороны кочевых народов в 1237 г. походом хана Батыя. Ответ заключался в изменении образа жизни и обновлении социальной организации. Это позволило впервые за всю историю цивилизаций оседлому обществу не только победить евразийских кочевников, но и завоевать их земли, изменить лицо ландшафта и в конечном итоге изменить ландшафт, преобразовав кочевые пастбища в крестьянские поля, а стойбища — в оседлые деревни. В следующий раз страшное давление на Россию последовало в XVII веке со стороны западного мира. Польская армия в течение двух лет оккупировала Москву. Ответом на этот раз было основание Петербурга Петром Первым и создание русского флота на Балтийском море.

Утвердившийся в России коммунизм Тойнби рассматривал как «контрудар», отбивающий назад то, что Запад навязал России в XVIII веке. Здесь общая точка с идеологиями «евразийства», «сменовеховства» и национал-большевизма. Экспансия коммунистических идей явилась, по Тойнби, лишь одним из неизбежных ответов на противоречие «между западной цивилизацией как агрессором и другими цивилизациями как жертвами». Свидетель гибели викторианской Англии, двух мировых войн и распада колониальной системы, Тойнби утверждал, что «на вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный облик». Тойнби предсказывал, что в XXI в. определяющим историю Вызовом станут выдвинувшая собственные идеалы Россия (которую Запад не жаждет принять в свои объятия), исламский мир и Китай.

А.Д. Тойнби и его теория локальных цивилизаций

Арнольд Джозеф Тойнби (1889 – 1975) является выдающимся британским культурологом, философом истории, историком, социологом, обладателем Ордена Кавалеров Почета. Он создал цивилизационную теорию, критиковал европоцентристское мировоззрение, а также написал монументальный труд «Постижение истории», был теоретиком глобализационных процессов.

Биография А.Д. Тойнби

Тойнби был племянником Арнольда Тойнби-старшего, известного как исследователя экономической истории и приверженца социальных реформ, которые были направлены на то, чтобы улучшить жизнь рабочего класса.

А. Тойнби закончил колледж в Винчестере, а затем – Бейлиол-колледж в Оксфорде и в 1912 году начал работать преподавателем истории Средних веков и истории Византии. Во время службы в Министерстве иностранных дел и по делам Содружества Великобритании Тойнби изучал ближневосточные конфликты. Во времена Первой мировой войны он копил материал, который касался агрессии Германии в Бельгии.

С 1919 года по 1924 год он преподавал в Лондонском университете, вел лекции в Лондонской школе экономики и в Королевском институте международных отношений.

Парижские мирные конференции 1919 и 1946-го годов определили направление развития исторического мышления Тойнби, т.к. именно благодаря ним он попал в мировую политику высшего уровня. Серьезное влияние на мировоззрение Тойнби оказал также Анри Бергсон, разработавший этическую религиозную концепцию.

Основополагающие труды А. Тойнби

Он является автором большого количества исследований, посвященных проблемам в области истории, социологии, философии и политологии. В своей первой работе он изучал историю древней Спарты.

В ранг культового автора его возвел философско-исторический труд «Постижение истории» 1934 – 1961 гг.
Также к основным его трудам относятся следующие: «Изменения и привычки», «Немецкий террор в Бельгии», «Цивилизация перед судом истории», «Демократия атомного века».

Теория локальных цивилизаций

В своем творчестве и профессиональной деятельности Тойнби выделял следующие этапы:

  • Период Первой мировой войны;
  • 1950-е годы;
  • Завершающийся этап.

По Тойнби, всемирная история – это система условно выбранных цивилизаций, проходящих похожие фазы развития от рождения и до смерти. Все эти фазы составляют ветви «единого древа истории».

Цивилизация – это локализованное сообщество, характеризующееся наличием двух основных компонентов: религии и той формы, посредством которой она организована, и территории, степени удаленности от места, где общество зародилось изначально.

Тойнби выделял 21 цивилизацию: Западную, Русскую и Византийскую, Иранскую, Сирийскую, Индскую, Китайскую, Минойскую, Шумерскую, Хеттскую, Вавилонскую, Андскую, Мексиканскую, Юкотанскую, Майя, Египетскую и цивилизации, которые остановились в развитии (эскимосскую, номадическую, оттаманскую и спартанскую).

Кроме данных цивилизаций Тойнби также отмечал цивилизации, которые еще не родились:

  • Дальнезападную христианскую;
  • Дальневосточную христианскую;
  • Скандинавскую.

Тойнби предлагал оценивать цивилизацию в соответствии со следующими критериями: устойчивости во времени и пространстве, а также ситуации вызова-ответа.

По Тойнби цивилизация проходит через несколько стадий своего развития: зарождение, развитие, надлом и разложение.
Значимую роль в развитии цивилизации играет творческое меньшинство, способное сформулировать и ответить на вызовы истории, другой культуры или окружающей среды. Тойнби отмечал следующие вызовы:

  • Вызов сурового климата;
  • Вызов агрессии соседних обществ;
  • Вызов новых земель;
  • Вызов ущемления;
  • Вызов постоянного внешнего давления.

Во время вызова цивилизация может утратить важные и необходимые элементы, заряды, и тогда творческое меньшинство должно взять на себя функцию разработки ядра, несущего в себе смысл. В момент, когда творческая элита понимает, как ответить на вызов, у нее появляется авторитет, в результате чего цивилизация интенсивно развивается. Когда в своем развитии цивилизация подходит к этапу надлома, творческое меньшинство утрачивает свой потенциал, не находя ответы на вызовы, и с течением времени превращается в элиту, которая управляет обществом посредством силы оружия.


источники:

http://www.livelib.ru/author/236120-arnold-tojnbi

http://zaochnik.com/spravochnik/kulturologija/globalnye-problemy-sovremennosti/ad-tojnbi/