А Д Шатова биография

Программа «Тропинка в экономику» под редакцией А. Д. Шатовой с использованием ООП «Тропинки»

Галина Попова
Программа «Тропинка в экономику» под редакцией А. Д. Шатовой с использованием ООП «Тропинки»

Тамбовское областное государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка-детский сад «Возрождение»

Попова Г. В., воспитатель высшей квалификационной категории

Программа «Тропинка в экономику»

под редакцией А. Д. Шатовой

использованием ООП «Тропинки»)

В последнее десятилетие встал вопрос о том, что современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дёшево», «продать», «заработать». Задача педагогов и родителей — помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.

Зачем дошкольнику экономика?

Нужно ли детей дошкольного возраста знакомить с экономикой, её сложными понятиями и явлениями, связанными с современной социальной жизнью и условиями рынка?

Экономическое воспитание, которое предлагает автор в работе со старшими дошкольниками, не ставит перед собой цель – готовить экономистов.

По одному из определений древнего философа Ксенофонта, «экономика – это правила, искусство ведения домашнего хозяйства». Это означает, что экономическое воспитание воспитывает хозяина своей семьи и своей страны.

На ступени дошкольного детства А. Д. Шатова ориентируется на определение, данное Ксенофонтом, так как именно оно отвечает целям экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель программы экономического воспитания дошкольников:

формировать у дошкольника умения:

понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

осознавать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества«, видеть красоту человеческого творения;

признавать авторитетными качества человека-хозяина, значимость которых следует возрождать: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость;

правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Принципы программы экономического воспитания :

Учёт возрастных, индивидуальных, психических особенностей старших дошкольников.

Интерес старших дошкольников к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности.

Комплексный подход к развитию личности дошкольника, который выражается в тесной связи этического, трудового и экономического воспитания.

Программа построена на теоретических положениях, связанных с развитием личности ребё нка:

Всякая личность развивается в деятельности.

Базовой деятельностью человечества является труд.

Сущность экономического воспитания заключается в формировании разумных потребностей и бережного отношения к окружающей природе и миру вещей.

Структура программы экономического воспитания :

Программа состоит из четырёх блоков (разделов) :

«Деньги, цена (стоимость)»

«Реклама: желания и возможности»

«Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика»

В каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды. Рекомендуется последовательное освоение каждого блока, но возможно автономное изучение одного из них в виде мини-программы.

Содержание программы экономического воспитания :

Блок «Труд-продукт (товар)»

труд, работа, продукт, премия, продукция; рабочее место, рабочее время; профессии: менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, распространитель рекламы, программист, банкир; орудия, предметы труда, инструменты; рынок, магазин, палатка, супермаркет.

формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий;

учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества и изобретательности.

Блок «Деньги-цена (стоимость)»

Деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, брать в долг; сбербанк, накопить, растратить; доход, пенсия, зарплата, стипендия, пособие для детей, бюджет; аукцион, лотерея, выиграл, проиграл, выгодно, невыгодно, бартер, лот.

дать представление о том, какие бывают деньги (российские рубли, валюта других стран);

формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости и части культуры каждой страны;

воспитывать основы разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, с возможными потребностями своей семьи.

Блок «Реклама: желания и возможности»

реклама, рекламировать, рекламодатель, рекламное агентство, рекламный агент, распространитель рекламы, собственное дело; участники рекламной деятельности (артисты, дети, животные, герои мультфильмов и др.)

дать представление о рекламе, её назначении;

поощрять у детей объективное отношение к рекламе;

Воспитывать разумные потребности;

учить детей правильно воспринимать рекламу (Не покупай всё, что рекламируется. Прежде, чем купить, подумай, нужна ли тебе эта вещь. Реклама может содержать необъективную, ложную информацию.)

Блок «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика»

бережливый, хозяйственный, экономный, рациональный (рачительный, щедрый, добрый, честный, запасливый и др.

воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, навыки взаимодействия с окружающим вещным миром: вещами следует пользоваться по назначению; ломать, портить вещи, выбрасывать их – недостойно;

Формировать представление о том, что предметный (вещный) мир – это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, и к нему следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и сейчас.

Планируемые результаты освоения программы

Адекватно употребляет в играх, общении со сверстниками и взрослыми, на занятиях знакомые экономические понятия.

Знает и называет разные места и учреждения торговли.

Знает российские деньги, некоторые названия валют.

Понимает суть обмена денег для предстоящего путешествия.

Знаком с понятием «банк», назначение банка.

Знает профессии, содержание их деятельности.

Знает и называет разные виды рекламы.

Любит трудиться, делать полезное для себя и радовать других.

Бережно, рационально, экономно использует всё, что предоставляется для игр и занятий.

Тревожится, переживает в случае поломки, порчи вещей, делает попытку исправить свою или чужую оплошность.

Умеет вести себя в учреждениях торговли.

Как выявить уровень экономического опыта у детей

I. Практическое задание.

Педагог предлагает воспитанникам сделать сюрприз детям младшей группы (для занятий математикой им не хватает кругов и квадратов). Каждый должен вырезать из цветной бумаги по два квадрата и два кружочка.

Педагог раздаёт цветную бумагу, ножницы, и дети вырезают круги и квадраты.

насколько бережливо ребёнок обращается с бумагой;

насколько рационально он выполняет задание;

проявление других качеств.

II. Индивидуальная беседа

Как ты думаешь, кого называют «хороший хозяин». «хорошая хозяйка»?

Про кого говорят: «Он (а) бережёт каждую минутку?»

Кто такой бережливый человек?

III.Игра «Ярмарка игрушек»

Педагог расставляет на столе несколько игрушек разной величины и стоимости (детям слово «стоимость» не говорить) : большие игрушки, маленькие, заводные, самодельные. Педагог сообщает детям о том, что завтра будет ярмарка. Если эти игрушки продавать, какие из них стоят дорого, какие – дёшево?

IV. Игра «Супермаркет»

Педагог раскладывает набор картинок: мебель, посуда, продукты, овощи (несколько «компрометирующих» бюджет картинок, на которых изображены, к примеру, самолёт, автомобиль, жираф и т. п.). Игра проводится индивидуально.

Педагог даёт ребёнку кошелё к и говорит: «Представь себе, что ты мама (папа). Сегодня ты получил (а) зарплату. Что ты сможешь купить на эту зарплату в супермаркете, где есть всё. Дома тебя ждут дети с покупками».

бездумно берут всё подряд, не соотнося свои доходы и расходы, или наоборот, подходят к покупкам расчётливо;

покупают предметы первой необходимости и соотносят их с потребностями членов семьи.

В конце игры педагог задаёт вопрос, который определяет осознанность выбора: «Ты, может быть, жирафа (самолёт) купишь?»

Как организовать занятия по программе

Одно из преимуществ программы – игровая составляющая.

Занятия-путешествия: «Музей денег», «Путешествие в прошлое предметов», «Путешествие в страну сказок».

Занятия-викторины: «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее, в экономике сильнее».

Занятия-развлечения: «Город мастеров», «Ярмарка», «Как кот решил стать спонсором».

Занятия-экскурсии: в школу, в пожарную часть, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу ближайших улиц.

Формы реализации процесса экономического воспитания :

Решение проблемной ситуации.

Разыгрывание «экономических ситуаций» из сказок.

Чтение художественной литературы.

Сюжетно-дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки.

Разгадывание ребусов, кроссвордов.

Организация образовательной деятельности по экономическому воспитанию

Виды организованной деятельности Варианты содержания деятельности Особенности организации

Организованная образовательная деятельность Традиционные занятия, игровые и сюжетные занятия, занятия-путешествия, экономические викторины. 1 занятие в неделю

Совместная деятельность педагога с детьми Ребусы, головоломки, загадки на тему экономики; чтение художественной литературы, театрализованные игры. Ежедневно

Образовательная деятельность в режимных моментах Формирование у детей полезных навыков и привычек; воспитание культуры поведения в быту, умения беречь вещи и предметы, пользоваться ими по назначению. Ежедневно

Самостоятельная деятельность детей Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, самостоятельное использование дидактического и наглядного оборудования в познавательной деятельности. Ежедневно

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Создание игровой экономической зоны : дидактические игры, модель «Семейный бюджет», варианты вывесок, карта города с местонахождением заводов (фабрик, альбомы «Экономическая азбука», «Что раньше служило

Создание мини-мастерской «Мастерская добрых дел», где дети совместно со взрослыми занимаются доступными видами ручного труда (изготовление изделий из бумаги, из соленого теста и др.).

Создание центра сюжетно-ролевых игр.

Создание библиотеки (книга Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены», книги энциклопедического характера о происхождении денег; рассказы, стихи, песни, пословицы и поговорки о труде).

У педагогов очень благородная миссия: они должны находить нужные тропинки к сердцу ребёнка, чтобы воспитать достойного человека, хозяина своей семьи и своей страны.

«Тропинка к дому». Фотоотчёт о прошедшей маршрутной игре Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Предлагаю вам посмотреть отчёт о том, как мы с родителями впервые играли в маршрутную.

Программа «Ладошка» Авторская программа «Ладошка» Пояснительная записка «Ум ребёнка — на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский. Программа «Ладошка» предназначена.

Тропинка здоровья для босых ножек Отличным развлечением для детей станет тропинка здоровья для босых ножек. Когда, если не летом, ходить босиком по траве, песку, камешкам.

Фотоотчёт о НОД в старшей группе «Играем в экономику: семейный бюджет» Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас в гости к Гному -Эконому. Отправились дети в путешествие и оказались в стране Экономики.

Конспект занятия по рабочей тетради «Знакомимся с профессиями» под редакцией Антоновой М. В. Конспект занятия: «Весёлые поворята» в старшей группе. Цели и задачи: Обучающая: расширять представления детей о профессиях; познакомить.

Перспективное планирование по изодеятельности для детей от 2–3 лет. Программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование по изодеятельности для детей от 2 — 3 лет, по программе » От рождения.

Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний» Воспитатели: Емельянова А. Д., Потемкина С. Ю. Актуальность В наши дни экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных.

Программа кружка с использованием цветных палочек Кюизенера Программа кружка «Цветные палочки» для детей второй младшей группы. Кычкина А. Е Пояснительная записка. Ребенок по своей природе – исследователь,.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Статья об использовании зрительного тренажёра «Умные тропинки» в детском саду Дети – это «особые люди». Их организм работает практически идеально, и для поддержания здоровья необходимые определенные манипуляции, которым.

Высокие отношения и главная женщина: три истории любви Николая Бурляева

3 июля 2021 года актеру многосерийного фильма «Военно-полевой роман» исполнилось 75 лет. Талантливый кинематографист выбирал в жены ярких женщин, но нашел счастье только с третьей попытки. Две Натальи и главная история любви Николая Бурляева – в материале 24СМИ.

Наталья Варлей

Наталья Варлей впервые увидела будущего супруга Николая Бурляева в кинокартине «Иваново детство». Актриса призналась, что ее тронули до глубины души незащищенные взрослые глаза ребенка. Поэтому знакомство с исполнителем запоминающейся роли оказалось судьбоносным.

История любви Николая Бурляева также началась с просмотра фильма. В «Кавказской пленнице» он увидел свою будущую избранницу в образе «спортсменки, комсомолки и просто красавицы».

В 1967 году молодые люди поженились. Хотя от опрометчивого поступка 19-летнюю Наталью предостерегали Леонид Филатов и Владимир Качан, с которыми она училась на одном курсе в театральном. После медового месяца Наталья вернулась к учебе в «Щуке», а Бурляев, которому на тот момент исполнилось 20 лет, начал карьеру в труппе «Ленкома».

Взгляды молодых людей разошлись по вопросам досуга. Бурляев обожал тусовки и шумные компании, что раздражало молодую жену. Подогревала ссоры и ревность Варлей к партнерше Бурляева Ирине Печерниковой. Хотя, как утверждал Николай, повода для такой реакции не было.

Семью раздирали ссоры, Наталья от обиды уходила к маме. Позднее Варлей прокомментировала тот период так: «Мы расстались от того, что еще не умели выстраивать жизнь». К концу первой годовщины свадьбы супруги стали видеться реже, а спустя три года развелись.

Наталья Бондарчук

Второе потрясение женской красотой Бурляев испытал в 1972 году на премьере фильма «Солярис». Игра Натальи Бондарчук впечатлила артиста, который решил, что исполнительница роли Хари станет его женой. Бурляев тогда не знал, что молодая актриса была поглощена талантом и харизмой Андрея Тарковского.

На съемочной площадке между Бондарчук и Тарковским вспыхнул роман, однако режиссер не захотел оставить семью. Поговаривают, Наталья не справилась с переполнявшими ее чувствами и вскрыла вены. А затем пыталась забыть Тарковского.

Бурляев и Бондарчук встретились на съемочной площадке фильма «Как закалялась сталь» в 1973 году. Неожиданно режиссер Николай Мащенко довел актрису до слез. Бурляев не мог оставить без внимания злые слова, предназначенные для красивой женщины. Он подошел к режиссеру и пригрозил убить, если Мащенко позволит лишнего в адрес исполнительницы. Неделю спустя актеров попросили оставить проект.

Так началась история любви Николая Бурляева и Натальи Бондарчук. Николай Петрович сумел подставить плечо и протянуть руку помощи женщине, которую обожгла любовь.

Спустя годы Бурляев прокомментировал союз с Бондарчук так: «Мы с Наташей оба любили Тарковского. Именно это чувство нас объединило, а вскоре отношения стали близкими». Нельзя сказать, что Наталья сразу открылась новому чувству. Сначала Николай Петрович бережно выводил возлюбленную из состояния отчаяния, оберегал и ухаживал за красавицей.

В браке отношения Бурляева и Бондарчук оказались сугубо творческими. У супругов появилось двое детей: сын Иван, а спустя 11 лет дочь Мария.

Однако лодка любви вскоре разбилась о бытовые трудности. Бурляев представлял жену хранительницей очага, которая с легкостью налаживала быт и готовила вкусный ужин. Однако Бондарчук с такой позицией не согласилась и отказалась стать «женщиной при муже».

Спустя 17 лет супруги расстались. Вину за разрыв отношений на себя взяла Наталья. Расставание супругам далось нелегко, так же как и детям.

Сейчас Николай Петрович и Наталья Сергеевна поддерживают дружеские отношения, что неудивительно, ведь у Бондарчук и Бурляева общие дети и внуки. Экс-супругов по-прежнему объединяет творчество. Бурляев играет в фильмах бывшей жены, а Бондарчук участвует в кинофестивалях экс-мужа. Наталья в хороших отношениях с третьей супругой Бурляева Ингой, для которой также находятся роли.

Инга Шатова

Главной женщиной в своей жизни Николай Бурляев считает Ингу Шатову, которая на 21 год моложе артиста. Знакомство с третьей супругой произошло во время проведения кинофестиваля «Золотой витязь». Полтора года Николай Петрович приглядывался к девушке, однако чувств, бушевавших внутри, кинодеятель не показывал.

«Она стала моей помощницей, делала приглашения, звала актеров, развозила билеты, собственно, с ней я и создал кинофестиваль «Золотой витязь». И с тех пор мы не расставались», – делился откровениями режиссер.

Инга считалась перспективной актрисой, но отказалась от творческой карьеры в пользу семьи. Всю себя женщина отдает мужу и детям. Младшая дочь родилась, когда Бурляеву исполнилось 50 лет.

Третья супруга стала для Николая Петровича хранительницей очага. «Наш дом – это ее царство. Я могу иной раз делать вид, что главный в доме, хотя хорошо знаю, кто им является у нас на самом деле», – признается актер.

Историю любви Николай Бурляев и Инга Шатова не афишируют. Супруги берегут личную жизнь от посторонних глаз, редко дают интервью и стараются не приглашать в дом тележурналистов. Отношения супругов строятся на любви и доверии, а Инга и Николай Петрович дружат с бывшими женами артиста, детьми и внуками.

Сравнительный анализ программы А.Д.Шатовой «Зкономическое воспитание дошкольников» и парциальной ОП ДО для детей 5-7 лет (Банк России и Министерство образования и науки РФ)
презентация

Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом общества. Одним из компонентов позитивной социализации дошкольников является формирование основ экономической и финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
prezentatsiya_slaydy.docx21.03 КБ
prezentatsiya_sravnitelnyy_analiz.pptx932.39 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом общества. Одним из компонентов позитивной социализации дошкольников является формирование основ экономической и финансовой грамотности.

Необходимость правильного формирования основ экономического образования детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с экономической грамотностью проводят крайне редко. К сожалению, реализация задач в этом направлении происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Одной из причин является несформированность компетенций педагогов в области основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Из вышесказанного следует, что данная проблема на первом уровне общего образования (дошкольном) является объективной и решаемой задачей современной дошкольной образовательной организации при условии наличия в ней необходимого ресурсного обеспечения (кадрового, методического, материально-технического и т.д.) и взаимодействия всех субъектов образовательных отношений.

На сегодняшний день разработаны, апробированы и рекомендованы несколько программ и методических пособий для ознакомления детей с экономикой. Все они разработаны в соответствии с требованиями современных нормативно-правовых и инструктивно-методических документов в области дошкольного образования. Сравним авторскую программу А.Д.Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников» и парциальную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», разработанную совместно Банком России и Минобрнауки России.

Обе программы разработаны для детей 5-7 лет с целью помощи ребенку постепенно начать осознавать, почему нельзя все сразу купить, откуда берутся деньги, что такое семейный бюджет который ограничен, почему одним что-то доступно, а другим нет. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит задачи, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.

Программы предполагают комплексный подход к развитию личности дошкольника. Чем младше возраст детей, тем глубже и разносторонней должна быть связь между этическим, трудовым и экономическим воспитанием. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме. Занятия проводятся в различных формах: соревнования, путешествия, экскурсии, викторины и т. д. Материал представлен в 4 блоках. В каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды. Рекомендуется последовательное освоение каждого блока, но возможно автономное изучение одного из них в виде мини-программы.

По решению педагогических коллективов парциальная программа Банка России может стать составной частью образовательной программы дошкольного образования. Пополнить такие образовательные области, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие».

В программе даны методические подходы, как познакомить детей с финансово-экономическими терминами. Отдельный блок программы посвящен рекламе — для того, чтобы дети научились объективно ее оценивать и отличать свои реальные потребности от навязанных.

Программа включает теоретические материалы и учебную литературу, а также примеры игр и конкурсов, детские сказки, пословицы и поговорки по каждой теме.

Предлагаемые на сегодня программы формирования экономической грамотности для дошкольников имеют много общего в отношении содержательного аспекта. Отличие состоит в стремление увязать чисто финансовые вопросы с морально-этическими аспектами. К сожалению, системность подхода отличает далеко не все программы. В данном случае, под системностью в первую очередь, понимается включение в программу в качестве обязательного компонента пособия или хотя бы комплекта папок-передвижек для родителей. Ибо финансовая грамотность для дошкольников – это не столько детская, сколько семейная проблема.

Таким образом, современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент, и, конечно же, работник . Именно поэтому знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан предметный мир, облагораживающий жизнь» .

И наша задача, как педагогов, помочь детям правильно осмыслить экономические явления, факты, понятия: научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир как результат труда, уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Сравнительный анализ программы А.Д.Шатовой « Зкономическое воспитание дошкольников» и парциальной ОП ДО для детей 5-7 лет (Банк России и Министерство образования и науки РФ)» Подготовила: Бурова И.В. воспитатель ВКК МКДОУ БГО Детского сада №7 комбинированного вид

Экономика и дошкольник Реклама по телевизору Различные профессии Бюджет семьи Покупка товара в магазине

Причины несформированности компетенций педагогов недостаточная информированность аудитории связанной с дошкольным детством о значимости и необходимости освоения детьми дошкольного возраста основ финансовой грамотности отсутствия данного направления во ФГОС ДО, пособий и методик отсутствие научно-методического руководства новым направлением в деятельности дошкольных образовательных организаций

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь Данная Программа разработана на основе ФГОС ДО, примерной основной образовательной программы дошкольного образования , а также материалов книги А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (2015) Дошкольник и экономика Новизна методики заключается в самой постановке вопроса — преподавать экономику детям с пятилетнего возраста. Экономика и дошкольник на самом деле тесно связаны. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами Авторская программа

Цели программ Познакомить детей со сложным миром предметов и вещей, человеческих взаимоотношений Научить бережному отношению с деньгами. Сформировать экономическое мышление. Рассказать про взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность — с другой. Рассказать про способы зарабатывания денег и разумной их трате. помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста

Задачи программ формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата) ; знакомить детей с профессиями связанными с экономикой; учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей; раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия). Познакомить детей с ведением хозяйства; дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран; формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества. понимать и ценить окружающий предметный мир ( мир вещей как результат труда людей); уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.); рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации.

Отличительные особенности программ Программы предполагают комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания реализуется по нескольким направлениям. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая . Материал программы представлен в четырех разделах-блоках: «Труд-продукт», «Деньги, цена, стоимость», «Реклама», «Полезные навыки и привычки в быту»

Организованная деятельность детей Занятия, экскурсии, дидактические игры

Задачи экономического воспитания: Экономическое сознание детей Денежные знаки

Экономические понятия «Дорого-дешево» «Выгодно-невыгодно» « Хочу-надо »


источники:

http://24smi.org/article/274817-vysokie-otnosheniia-i-glavnaia-zhenshchina-tri-ist.html

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/06/09/sravnitelnyy-analiz-programmy-a-d-shatovoy-zkonomicheskoe-vospitanie