А Д Дорофеев биография

Дорофеев Александр Дмитриевич (1952-)

ДОРОФЕЕВ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ (1952-) (РОССИЯ. МОСКВА)

Дорофеев Александр Дмитриевич — прозаик, редактор, художник-реставратор, иллюстратор.

Александр Дмитриевич Дорофеев родился 5 августа 1952 года в Москве. Окончил факультет редактирования и журналистики Полиграфического института.

Писать начал с юных лет, первая публикация — рассказ о рыбалке «Луна и рыба», напечатан в журнале «Рыбоводство и рыболовство» в 1969 году. Первая книга — «Белый воробей», вышла в 1979 году.

Александр Дорофеев человек широких интересов. Конечно, главное поле его деятельности — литература, но еще он художник, ответственный секретарь журнала «Мурзилка». Также работал реставратором настенной живописи, участвовал в археологических раскопках. Десять лет Александр Дорофеев прожил в Мексике.

Для детей им написан не один десяток прекрасных книг: «Звезда корабельная», «Ночная радуга», «Заоблачные истории», «Дом в снегу» и другие, включая книги о Петре I, древних японцах и майя. В серии «Рассказы о художниках» вышли книги А. Дорофеева о Б. Кустодиеве, И. Шишкине, К. Коровине, Н. Ге.

Как автор и художник-иллюстратор известен своей книгой «Веретено» (2010).

Принимал участие в VII Фестивале книги и чтения «Читаем вместе» (04 октября-28 декабря 2013).

Дорофеев Александр Дмитриевич

Александр Дорофеев
Имя при рожденииАлександр Дорофеев
Дата рождения05.08.1952
Место рожденияг. Москва, СССР
ГражданствоСССР, Российская Федерация
Род деятельностиписатель
Язык произведенийрусский

Александр Дмитриевич Дорофеев — писатель, художник.

Содержание

Александр Дорофеев / Биография

Александр Дорофеев родился 5 августа 1952 года в Москве. Семья проживала в Таганском районе, на Большой Коммунистической улице. Отец и мать (Алла Николаевна Пестова, Дмитрий Александрович Дорофеев) работали геологами, известие о рождении сына Д. А. Дорофеев встретил в экспедиции на Полярном Урале. Прадед Петр Раев был сельским священником в деревне Луговатка Тамбовского уезда. Большая часть из его шестнадцати детей жила в Воронеже и сохранила прочные, доверительные отношения. «То ли это заслуга прадеда, то ли время вообще было такое, но все родственники любили друг друга, и семейство напоминало теплое, крепко свитое гнездо», – пишет А.Д. Дорофеев в автобиографической повести-альбоме «Выставка» (2017).

В детстве Александр Дорофеев вместе с родителями проделал долгий путь с многочисленными остановками от Москвы до рабочего поселка Хандыга на берегу реки Алдан (Якутия) и обратно. Многое из увиденного во время путешествия после легло в основу первой книги А. Д. Дорофеева «Белый воробей» (1980). С пяти лет увлеченно читал книги о природе, любимым писателем в дошкольном возрасте был Э. Сетон-Томпсон. В школе учился без особого энтузиазма, однако, как после отметил в краткой автобиографии, в годы учебы осознал потребность «поделиться с миром чем-нибудь сокровенным в литературной форме».

Большое влияние оказал на будущего писателя его дядя – прозаик, поэт и художник Ю. И. Коваль (1938–1995). Отношениям с наставником посвящен очерк «Гусик (прозвище, данное племянником)», впервые напечатанный в сборнике воспоминаний о писателе («Ковалиная книга», 2013, стр. 109–119). Юрий Коваль стал старшим товарищем подростка, приобщил к живописи и литературе. Благодаря этой дружбе Александр Дорофеев познакомился с творчеством русских и зарубежных классиков (М. М. Зощенко, Ю. К. Олеши, А. П. Платонов, У. Фолкнер, Г. Мелвилл) и выдающихся современников – Ю. П. Казакова, А. Г. Битова и Г. В. Семенова. Рисованию Александр Дорофеев тоже учился у Коваля, поначалу. Они часто ездили за город, где Коваль «от собственной избыточности наполнял всем, что под руку подворачивалось», – «названиями трав, луговых цветов, созвездий и собачьих пород» («Гусик»). Cвой первый литературный опыт начинающий автор показал именно Ковалю; это был рассказ о рыбалке под названием «Луна и рыба». Одобрив пробу пера, писатель помог опубликовать рассказ в журнале «Рыбоводство и рыболовство» (1969, № 2). Увидев свое произведение в печати, юный литератор испытал сильное смущение и желание научиться писать лучше.

Ю. И. Коваль нередко читал, критически разбирал и редактировал работы молодого литератора. Требования наставника излагать мысли кратко и емко, «оставляя воздух для дыхания», оказали существенное влияние на стиль Александра Дорофеева.

В 1973 году Дорофеев, благодаря знакомствам Коваля, участвовал в археологической экспедиции на Черном море. Раскопки проходили на расположенном неподалеку от Очакова острове Березань, где в конце VII века до н. э. располагалось древнегреческое поселение Борисфен. На острове писал этюды и делал литературные заметки.

В 1976 году окончил факультет редактирования и журналистики Московского полиграфического института (МПИ). Работал реставратором (начинал в качестве подмастерья при работе над фресками Успенского собора во Владимире). Много путешествовал по стране, восстанавливая внутреннее убранство христианских, буддийских, мусульманских храмов и усыпальниц. В Белоруссии работал над кафедральным костелом Могилева. В Туркмении реставрировал мавзолей султана Санджара (г. Мерв), в Казахской СССР – гробницу суфийского поэта и проповедника Ходжи Ахмада Яссави (г. Туркестан). На протяжении 1975–1977 годов реставрировал в Самарканде (Узбекская ССР) орнаментальные росписи мавзолея Туман-ака из ансамбля Шахи-Зинда XIV века.

Юрий Коваль, Николай Устинов, Виктор Чижиков, Александр Дорофеев и Анатолий Митяев в деревне у Плещеева озера. Фото Виктора Ускова

Александр Дорофеев, 1975

Ночная радуга / Александр Дорофеев

Звезда корабельная / Александр Дорофеев

Посланники / Александр Дорофеев

У меня в груди Анюта / Александр Дорофеев

Прыжок назад / Александр Дорофеев

В 1979 году в первом номере журнала «Мурзилка» были опубликованы рассказы для детей, выросшие из заметок: «Белый воробей», «Молоко в мешке» и «Стеклянная елка». Иллюстрировал их художник-график П. И. Багин (род. 1938). Впоследствии он неоднократно иллюстрировал прозу Дорофеева. В этих маленьких рассказах показана жизнь на Севере глазами ребенка, недавно приехавшего в Якутию. Для героя непривычно все: белая окраска птиц и животных («Белый воробей»), холод, от которого замерзает молоко («Молоко в мешке») и застывает принесенная из леса елка («Стеклянная елка»). В детских рассказах звучали темы свободы и неволи, жизни и смерти, нравственной чуткости, совести. Рассказы вошли в первую авторскую книгу «Белый воробей», выпущенную издательством «Детская литература» в 1980 году. Для этого издания автор переработал некоторые произведения; так, «Белый воробей» подвергся изменениям: было дано новое название – «Пуночка», прямое указание на гибель птицы отсутствовало. В дебютном сборнике влияние Ю.И. Коваля еще заметно, при этом в произведениях уже формируется собственный авторский стиль А. Д. Дорофеева, стилевые черты заметны, например, в особом внимании к колористике, иноязычной лексике. В «северных» рассказах доминируют белый и черный цвета, миниатюра «Бука бары» посвящена познанию ребенком нового мира, открывающегося ему через якутские слова. В 1981 году автор оставляет работу реставратора.

В основу второй книги – «Ночная радуга» («Детская литература», 1981) – легли впечатления писателя от поездок по Средней Азии. Иллюстрации к произведению создала Т. Соловьева – график и литератор.

В 1988 и 1989 в издательстве «Малыш» вышли первые части трилогии о Петре Первом и создании русского флота – «Ключ от моря» и «Корабельные пути» (художник С. Бордюг). Третья часть – «Путь наш далек» – была опубликована уже в 1991 году.

В 1989 году напечатан сборник рассказов «Дом в снегу» (художник Ю. Сковородников). В рассказах повседневная жизнь, показанная глазами ребенка, преображается его фантазией. Укус зверька превращается в предмет гордости («Как меня укусил бурундук»), невероятные истории о звонках со льдины в океане «кто-то нашептывал на ухо» («Как я перестал врать»), а гигантский чемодан из китовой кожи напоминает одновременно «и бегемота, и кита, и носорога» («Китовый чемодан»). В 1989 году А. Д. Дорофеев вступает в Союз писателей СССР.

С апреля 1991-го вплоть до сентября 1992 года Дорофеев работал ответственным секретарем журнала «Мурзилка». В свободное от редакторской и писательской работы время он продолжал писать картины, участвовать в художественных выставках, но изо всех его пейзажей и натюрмортов было продано только несколько работ.

В ноябре 1991 года Дорофеев едет на книжную ярмарку в Мехико, столицу Мексики, вместе с другими членами редакции «Мурзилки» и женой. Супруга, актриса Г. Плакущенко, знала испанский язык и взяла на себя труд переводчика.

Вдохновленный новыми впечатлениями и удачной продажей картин, Дорофеев решает отложить возвращение на три месяца. Жилье супругам предоставила легендарная исполнительница фламенко Пилар Риоха (полное имя Мария де Пилар Риоха де Олмо, род. 1932), знакомая с Г. Плакущенко еще по гастролям в СССР. Танцовщица жила недалеко от центра города, в небольшом особняке с двориком. Благодаря ее друзьям удалось организовать первые персональные выставки Дорофеева и найти желающих приобрести его работы, а также заинтересовать журналистов из центральных газет Мехико.

Следующие десять лет, 1991–2001-е, Александр Дорофеев прожил в Мексике, ловил рыбу и лобстеров в море, подрабатывал выставкой-продажей и созданием на заказ картин разных жанров – пейзажей, натюрмортов, картин на библейские сюжеты и икон. За это время было написано почти пять сотен полотен и проведено тридцать персональных выставок. Мексика, как вспоминает писатель, «приветлива», в ней «легко осваиваешься со всем для тебя новым, включая испанский язык».

Два года (1998–2000) провел на небольшом острове Косумель в Карибском море, где находится второй по величине коралловый риф и обитают животные-эндемики.

Мексиканский период стал плодотворным и в плане литературы. «В карибских благословенных широтах все хорошо – и писать, и рисовать», – признается автор в повести-альбоме «Выставка». Между тем, в России в «Детской литературе» выходит повесть о юности императора Петра «Звезда корабельная» (1992), переиздаются «Корабельные пути» (1994).

В Москву, в новое государство, Александр Дорофеев вернулся в 2001 году.

Дорофеев Александр Дмитриевич — 33 книг. Главная страница.

Александр Дмитриевич Дорофеев – прозаик. Родился в Москве в 1952 году. Окончил факультет редактирования и журналистики Полиграфического института. Писать начал с юных лет, первая публикация – рассказ о рыбалке – напечатан в журнале «Рыбоводство и рыболовство» в 1969 году. Первая книга – «Белый воробей» – вышла в 1979 г.
Александр Дорофеев – человек широких интересов. Конечно, главное поле его деятельности – литература, но еще он редактор и художник. Он также работал реставратором, участвовал в археологических раскопках. Десять лет Александр Дорофеев прожил в Мексике.
Для детей им написан не один десяток прекрасных книг: «Звезда корабельная», «Ночная радуга», «Заоблачные истории», «Дом в снегу» и другие, включая книги о Петре I, древних японцах и майя. В серии «Рассказы о художниках» вышли книги А. Дорофеева о Б. Кустодиеве, И. Шишкине, К. Коровине, Н. Ге.
Источник: сайт Тамбовской областной детской библиотеки

Автор о себе:
Я появился на свет в роддоме имени Клары Цеткин, что на Таганке середины прошлого века — между Большой Коммунистической улицей и Андрониковым монастырём. Неизвестно почему, но именно такое стечение обстоятельств вызвало желание поделиться с миром чем-нибудь сокровенным в литературной форме. Так и возник первый рассказ «Луна и рыба», опубликованный в 1969 году в журнале «Рыбоводство и рыболовство».
Кое-как, хотя с отдельными проблесками, окончил школу и факультет журналистики Полиграфа. Работал реставратором настенной живописи в церквях и монастырях — христианских, мусульманских и буддийских.
Тридцати семи лет от роду, когда все порядочные писатели гибнут, вступил в их Союз. В ту же пору служил ответственным секретарём журнала «Мурзилка», откуда отправился на десять лет в Мексику. Жил в тамошней гигантской столице и на маленьком острове Косумель посреди Карибского моря, где писал картины, ловил лангуст и обтрясал кокосовые пальмы.
За это время вышло полтора десятка книг, в числе которых: «Белый воробей», «Ночная радуга», «Дом в снегу», «Заоблачные истории», «У меня в груди Анюта», повести о художниках, трилогия о юности Петра Первого, «Мексиканский для начинающих» и роман «Московское наречие».
Переведен в странах запада — Мексика, Голландия, Польша, Югославия — и востока — Китай, Монголия, Киргизия.
Самый большой комплимент о своём творчестве услыхал когда-то от пермского писателя Льва Кузьмина: «Когда читаешь твои рассказы, хочется жить!»
С тех пор стремлюсь писать так, чтобы прочитавшему не только хотелось жить, но и заново родиться.
Хотя бы и на Таганке — в роддоме имени Клары Цеткин.


источники:

http://prodetlit.ru/index.php/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B5%D0%B2_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

http://litvek.com/av/102085