А Д Дейкина биография

Дейкина

Образование

Тема кандидатской диссертации

Тема докторской диссертации

Курсы текущего учебного года

Наименование: Методология и методы организации научного исследования
Уровень: магистратура
Факультет: филологический
Специализация: психология развития детской речи
Направление: психолого-педагогическое
Курс 1
Модуль

Наименование: Теория и технология преподавания русского языка в полиэтнической школе
Уровень: магистратура
Факультет: филологический
Специализация: методика обучения русскому языку в поликультурной среде
Направление: педагогическое
Курс 2
Модуль

Наименование: Методика обучения русскому языку
Уровень: бакалавриат
Факультет: филологический
Специализация: русский язык
Направление: педагогическое образование
Курс 4
Модуль

Наименование: Современные средства оценивания результатов обучения
Уровень: бакалавриат
Факультет: филологический
Специализация: русский язык
Направление: педагогическое образование
Курс 4
Модуль

Наименование: Практикум по орфографии и пунктуации
Уровень: бакалавриат
Факультет: филологический
Специализация: журналистика
Направление: журналистика
Курс 1
Модуль

Наименование: Современные теории филологического образования
Уровень: специалитет
Факультет: филологический
Специализация: русский язык и литература
Направление: Русский язык и литература
Курс 5
Модуль

Наименование: Современные средства оценивания результатов обучения
Уровень: специалитет
Факультет: филологический
Специализация: русский язык и литература
Направление: русский язык и литература
Курс 5
Модуль

Наименование: Современные средства оценивания результатов обучения
Уровень: бакалавриат
Факультет: филологический
Специализация: русский язык и литература
Направление: педагогическое образование
Курс 4
Модуль

Наименование: Научный семинар
Уровень: магистратура
Факультет: филологический
Специализация: методика обучения русскому языку в поликультурной среде
Направление: педагогическое образование
Курс 2
Модуль

Публикации

Дейкина А.Д. Аксиологизация работы с текстом в школьном курсе русского языка // Актуальные проблемы стилистики, риторики и лингводидактики: сборник н.трудов. вып. 2, / Ред.колл.: В.В.Никульцева (отв.ред) и др. – М.: ИИУ МГОУ, 2014, – 320с. – С.60-66

Дейкина А.Д. Янченко В.Д. Опыт создания учебного пособия по истории методики преподавания русского языка // Актуальные проблемы стилистики, риторики и лингводидактики: сборник н.трудов. вып. 2, / Ред.колл.: В.В.Никульцева (отв.ред) и др. – М.: ИИУ МГОУ, 2014, – 320с. – С.313-315

Дейкина А.Д. Гуманистическая традиция формирования и развития личности школьника в современном аксиологическом понимании. Введение. Заключение // Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка (к юбилею проф. А.Д.Дейкиной): колл.монография / Под. н.ред. Е.А.Рябухиной, В.Д.Янченко; сост.: Е.А.Рябухина. – М.: Пермь: ОТ и ДО, 2014,- 280 с. – с. 21-37

Дейкина А.Д. К проблеме формирования культуры читателя на уроках русского языка // Разные виды чтения на уроках русского языка. Ред-сост. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М., Крикунова Е.А. / М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР, 2014. – 125с.,

Дейкина А.Д. Пахнова Т.М. Крикунова Е.А. Разные виды чтения на уроках русского языка // Разные виды чтения на уроках русского языка. Колл. моногр. Ред-сост. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М., Крикунова Е.А. / М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР, 2014. – 125с.,

Дейкина А.Д. Гуманистическая сущность текста при изучении русского языка в аспекте межкультурной коммуникации // Современная коммуникативистика, 2014, №2 (9). – с.36-40

Дейкина А.Д. Левушкина О.Н. Ориентировочное планирование в V классе по УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. / Науч. редактор Н.М.Шанский «Русский язык» на 2014/2015 уч.год. // Русский язык в школе, 2014, №7. С.81-90

Дейкина А.Д. М.Т.Баранов как методолог в области преподавания русского языка в средней школе. // Научно-методическое наследие М.Т.Баранова: идеи и воплощение (К 90-летию со дня рождения учёного): колл.моногр. / Под.н.ред. А.Д.Дейкиной, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой; Сост.: Л.Ю.Комиссарова, А.Ю.Гавриленко. – М.:Баласс, 2014. – 176с. – С.7-14.

Дейкина А.Д. Научно-методическое наследие М.Т.Баранова: идеи и воплощение (К 90-летию со дня рождения учёного. // Колл.моногр. Под.н.ред. А.Д.Дейкиной, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой; Сост.: Л.Ю.Комиссарова, А.Ю.Гавриленко. – М.:Баласс, 2014. – 176с.

Дейкина А.Д. Предисловие (к научному изданию) // Научно-методическое наследие М.Т.Баранова: идеи и воплощение (К 90-летию со дня рождения учёного): колл.моногр. / Под.н.ред. А.Д.Дейкиной, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой; Сост.: Л.Ю.Комиссарова, А.Ю.Гавриленко. – М.:Баласс, 2014. – 176с. – С.5-6

Дейкина А.Д. Левушкина О.Н. Ориентировочное планирование в V классе по УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. / Науч. редактор Н.М.Шанский «Русский язык» на 2014/2015 уч.год. // Русский язык в школе, 2014, №8. С.89-95

Дейкина А.Д. Левушкина О.Н. Ориентировочное планирование в V классе по УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. / Науч. редактор Н.М.Шанский «Русский язык» на 2014/2015 уч.год. // Русский язык в школе, 2014, №9. С.88-95

Повышение квалификации

Государственные и ведомственные награды

Достижения и поощрения

Отмечена дипломами в конкурсе научных работ МПГУ:
— 1992 г. за монография «Обучение и воспитание на уроках русского языка» (М.: Просвещение, 1990)
— 1999 г. за учебно-методический комплект для школы «Универсальные дидактические материалы по русскому языку»
— 2000 г. за дидактические материалы для учащихся 5-11 классов «А.С.Пушкин на урока русского языка».
— 2002 г. за учебник-практикум для старших классов «Русский язык», за учебное пособие для учащихся школ, гимназий и лицеев «В.И.Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы», за учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Русский язык в старших классах: Практический курс. Программа. Методические материалы»
— 2006 г. за учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений «Русски1 язык. 8 класс», учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык. 9 класс»
— 2009 г. за «Раздаточные материалы по русскому языку» 5 кл., 6 кл., 7 кл., 9 кл., 10 кл.
— 2010 г. за монографию «Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка».

Ученые МПГУ

ДЕЙКИНА Алевтина Дмитриевна (род. 02.03.1939, Москва) – д-р пед. наук, проф. и зав. каф. методики преподавания русского языка.

После окончания школы в 1956 поступила на факультет русского языка и литературы МГПИ им. В.И. Ленина. Параллельно с обучением на вечернем отделении филологического факультета начала трудовую деятельность в дек. 1956 в качестве ст. пионервожатой в школе № 297 г. Москвы. В 1958-59 – ст. пионервожатая, воспитатель детского дома № 49 г. Москвы; в 1959-63 – ст. пионервожатая, ст. воспитатель, преподаватель русского языка и литературы школы № 266 г. Москвы; в 1963-69 – преподаватель русского языка и литературы школы № 444 г. Москвы; в 1969-72 – учитель начальной школы при Посольстве СССР в КНДР (Пхеньян); в 1972-78 – учитель русского языка и литературы в школе № 754 г. Москвы. В нояб. 1979 в НИИ содержания и методов обучения АПН СССР успешно защитила канд. дисс. «Изучение лексики в 4-5 классах с учетом межпредметных связей» под руководством М.Т. Баранова. В 1978-80 – мл. научный сотрудник НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, одновременно учитель русского языка и литературы в школах № 754, 320 г. Москвы. В 1982-83 – преподаватель русского языка и литературы школы № 113 ГСВГ в Берлине. В 1983-84 – мл. научный сотрудник НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, руководила практикой студентов 4 и 5 курсов МГПИ им. В.И. Ленина. В 1988-91 – учитель средней школы при Посольстве СССР в г. Кельне в ФРГ. В мае 1994 в МПГУ успешно защитила док. дисс. «Формирование у школьников взгляда на родной язык как национальный феномен при обучении русскому языку в средней школе». С 1998 – зав. каф. методики преподавания русского языка МПГУ. В 2000-08 – декан филологического факультета.

Д. много времени посвятила развитию кафедры методики преподавания русского языка, бережно сохраняя традиции своего учителя – проф. М.Т. Баранова. Судьба свела её с такими незаурядными людьми, как В.В. Давыдов, Т.А. Ладыженская, М.М. Разумовская, Н.М. Шанский, Л.А. Тростенцова, В.И. Капинос, Е.А. Быстрова. На кафедре активно функционируют научные школы и разрабатываются научные направления профессоров А.Д. Дейкиной, Л.А. Ходяковой, А.П. Еремеевой, Е.Г. Шатовой, Л.А. Тростенцовой, М.Б. Успенского.

Как ученый, Д. угадала и предвосхитила, а во многом определила ведущие линии в развитии методики преподавания русского языка в конце XX – начале XXI столетий и новые области в методической науке. Разработанная Д. методическая теория формирования у школьников взгляда на родной язык как национально-культурный феномен усилила значимость целей обучения русскому языку в аксиологическом ключе и предвосхитила приоритетность задач формирования у школьников ценностного отношения к русскому (родному) языку в современной школе. Научная школа Д. представлена несколькими научными направлениями, пронизанными идеей формирования языковой личности с ценностным взглядом на родной язык. В её научном диапазоне самые актуальные вопросы методологии преподавания русского языка: современные подходы в обучении русскому языку, в том числе аксиологический, мировоззренческий, культуроведческий; история науки и роль персоналии в её развитии; вопросы духовно-нравственного и эстетического развития и воспитания учащихся; межпредметные связи и итеграционные процессы в образовательном пространстве; работа с текстом и другое.

Яркой страницей в научной биографии Д. является её плодотворное участие в создании новых учебников для 8-9 классов совместно с проф. Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др., в создании школьного учебника для старших классов и целой линии «Дидактических материалов по русскому языку», «Раздаточных материалов русского языка» нового типа совместно с проф. Т.М. Пахновой. За учебники для 8 и 9 классов «Русский язык» решением Учёного совета МПГУ Д. было присуждено звание Лауреата конкурса на лучшую научную работу гуманитарного цикла.

Ученики Д., кандидаты и доктора наук, трудятся в вузах и средних учебных заведениях нашей страны: в Москве, Воронеже, Оренбурге, Саранске, Йошкар-Оле, Абакане – и за её пределами.

Научные идеи Д. полно отражены в её обширном научном творчестве (300 трудов), в тематике организуемых Всероссийских научно-практических конференций, проводимых на кафедре методики преподавания русского языка, в инициировании ею конференций, посвящённых проблемам филологического образования на современном этапе, проводимых на филологическом факультете, в её докладах на конференциях разного уровня и ранга, и, безусловно, в диссертационных исследованиях её учеников.

Награждена медалью «В память 850-летия Москвы», нагрудным знаком «За заслуги в образовании», Почётной грамотой Министерства образования РФ за многолетнюю педагогическую деятельность, большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов, почетными грамотами МПГУ.

Соч.: Делать жизнь с кого? / Ленинская тема на уроках русского языка. М.: «Просвещение», 1984; Значение уроков лексики и особенности их проведения в сельской малокомплектной школе. М.: «Просвещение», 1986; Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990; Вопросы методики уроков родного языка / В помощь учителю. М.: РАО, 1993; А.С. Пушкин на уроках русского языка. Дидактические материалы. Пособия для учащихся. 6-8, 10 классы [в соавт.]. М.: Аркти, 1999; Русский язык: учебник-практикум для старших классов [в соавт.]. М.: Вербум-М, 2001 (с грифом МО РФ) и др.

научная статья по теме АЛЕВТИНА ДМИТРИЕВНА ДЕЙКИНА: УЧИТЕЛЬ И УЧЕНЫЙ Народное образование. Педагогика

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «АЛЕВТИНА ДМИТРИЕВНА ДЕЙКИНА: УЧИТЕЛЬ И УЧЕНЫЙ»

Оренбург Е. А. РЯБУХИНА Пермь В. Д. ЯНЧЕНКО

Алевтина Дмитриевна Дейкина: учитель и ученый

мя Алевтины Дмитриевны Дейки-ной, доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета, хорошо

Кулаева Галина Михайловна, доктор пед. наук, профессор Оренбургского государственного педагогического университета. E-mail: galina-kulaeva@yandex.ru Рябухина Елена Анатольевна, доктор пед. наук, доцент, декан филологического факультета Пермского государственного педагогического университета. E-mail: e_ryahukhina@mail.ru

Янченко Владислав Дмитриевич, доктор пед. наук, доцент МПГУ. E-mail: v.d.yanchenko@gmail.com

известно не только в научных кругах, но и среди преподавателей вузов, учителей школ в России и за ее пределами.

Начиная с 1956 г., когда Алевтина Дмитриевна стала студенткой МГПИ им. В. П. Потемкина, она посвятила свою жизнь образованию: работала учителем русского языка и литературы в московских школах, а затем — в школах при посольствах СССР в КНДР (1969 —1972),ГДР (1979—1983), ФРГ (1988—1991). В науку и в педагогический вуз она пришла уже опытным и зрелым педагогом, за плечами которого была работа учителем русского языка и литературы; участие в эксперименте по внедрению новых учебников по русскому языку Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др.; обучение в аспирантуре, которое завершилось в 1979 г. успешной защитой кандидатской диссертации «Изучение лексики в 1У—У классах с учетом межпредметных связей». Преподавая в вузе, Алевтина Дмитриевна продолжала работать учителем русского языка в московской школе вплоть до середины 90-х гг. прошлого столетия, затем оказывала консультативную помощь учителям, участвовала в программах повышения квалификации учителей и готовила педагогические кадры как для родного вуза, так и для педагогических вузов всей России. Ее учительский стаж насчитывает около сорока лет.

Для работы А. Д. Дейкиной всегда была характерна установка на целе-

сообразность учебного процесса. Так, при изучении вопросительных предложений она готовила несколько анкет, содержащих мотивацию необходимости школьникам изучать русский язык. На последний вопрос: «Хотите ли вы знать родной язык лучше?» — дети ответили дружное «да», и это стало стимулом для всей дальнейшей учебной деятельности.

Давая трудоемкое домашнее задание, Алевтина Дмитриевна говорила: «Используйте свой шанс выполнить его на высокую оценку», — и предлагала сложное упражнение, которое требовало особой внимательности. Если ученик делал ошибки, она отвечала: «Не годится. Мы же договорились — на высокую оценку. Надо поработать!» Школьник снова выполнял работу и, если это ему удавалось лучше, получал более высокую отметку, чем обычно; для ряда учеников это был действительно шанс на успех.

А. Д. Дейкиной как учителю важно было с самого начала поддерживать высокую планку интереса, эмоционального отношения к своему предмету. Для этого она включала в уроки словарные игры, использовала забавные детские стихотворения, короткие заранее подготовленные тексты; применяла драматургический подход, помогавший развивать воображение (например, предлагала школьникам рассказать от лица того или иного персонажа вымышленную интересную историю). Позднее этот материал вошел в книгу А. Д. Дейкиной и Ф. А. Новожиловой «Тексты-миниатюры на уроках русского языка. Пособие для учителя».

Чтобы создать в классе атмосферу деловой доброжелательности, доверия, уважения друг к другу, учитель иногда предлагал ученикам подготовиться и задать ему вопросы: «Любые?» — «Да, любые. Но самые главные». Форма вопросов выявляла уровень воспитанности ученика, а их содержание служило показателем готовности к сотрудничеству и даже сотворчеству.

Сочинение в практике А. Д. Дейки-ной часто становилось продолжением неформальных контактов с учениками. Так, она предлагала школьникам написать ей письмо о своих успехах и трудностях, о событиях окружающей жизни, впечатлениях дня, интересной книге. Такое письмо — определенный

итог обучения речевой культуре и формирования ценностных представлений учащихся, отражение нравственного климата в классе и проявление доверительных отношений.

Учебник, по мнению А. Д. Дейкиной, может стать школьникам ближе, если попросить их внимательно рассмотреть книгу и поделиться своими впечатлениями о том, что в ней самое интересное, запоминающееся; придумать собственные символы для работы; сделать словарик-закладку; найти иллюстрации, которые было бы целесообразно использовать. Алевтина Дмитриевна могла попросить восьмиклассников рассказать семиклассникам о том, чем хорош тот учебник, по которому они уже занимались, а их младшим товарищам только предстояло учиться, заинтересовать их отсылками к самым удачным параграфам, упражнениям, текстам.

О своем опыте, о новых моделях уроков русского языка на основе текста, уроках-дискуссиях, уроках-полемике, о формировании бережного отношения к родному языку Алевтина Дмитриевна ярко и доступно рассказала в книге «Обучение и воспитание на уроках русского языка». В ней наглядно показан процесс становления ученика как языковой личности, формирования системы его взглядов на родной язык. В книге заложены основы реализованного в более поздних работах и чрезвычайно актуального сегодня текстоори-ентированного подхода к обучению русскому языку.

Наряду с эмоциональным развитием детей на уроках осуществлялась сугубо рациональная учебная деятельность. В ходе моделирования занятий А. Д. Дей-кина всегда обращала особое внимание на логику изложения, ее уроки отличались целостностью содержания, тесной взаимосвязанностью этапов, динамичностью познавательного процесса. Например, при изучении темы «Образование причастий» детям сначала предлагалось определить постоянные признаки конкретных глаголов, а затем в зависимости от вида данных глаголов, их переходности/непереходности выяснить, с помощью каких суффиксов и от каких основ образуются те или иные причастия. И все это сопровождалось попутными записями и параллельным

оформлением схем и таблиц. Такая модель урока, безусловно, хорошо развивает логическое мышление учащихся.

Задачи обучения русскому языку А. Д. Дейкина тесно связывает с задачами воспитания, поэтому ее педагогическая практика всегда опиралась на тексты различных стилей и жанров, которые становились ключевыми единицами уроков. Их нужно было выразительно прочитать, записать, обсудить, выявить в них самое полезное, интересное, ценностно значимое. Часто Алевтина Дмитриевна проводила специальные учебные диктанты, которые приучали к сознательному анализу письма, а не просто к механической записи. При этом последовательно отрабатывалось умение услышать грамматическую основу предложения, различные обособленные конструкции, интонацию конца предложения или перечисления; проанализировать полученную информацию и отразить результаты анализа в грамотном письме.

Многолетний опыт работы учителем-практиком и прозорливость ученого-методиста нашли выражение в многочисленных научных и учебно-методических трудах А. Д. Дейкиной. Ею опубликовано около 400 работ актуальной проблематики, из них 3 учебника по русскому языку для средней школы, вузовский учебник «Теория и практика обучения русскому языку», 3 монографии, более 20 учебных пособий, посвященных вопросам методики уроков родного языка, играм, текстам-миниатюрам на уроках русского языка и другим методическим проблемам преподавания этого предмета.

В ее учебнике по русскому языку для X—XI классов впервые была реализована возможность целенаправленной комплексной работы с текстом на основе аксиологического и текстоцентриче-ского подходов в обучении русскому языку. Развитие и совершенствование способностей учащихся старших классов, формирование навыков самоорга-

низации, самоконтроля, умения делать осознанный выбор обеспечивается методологической установкой авторов на учебник-активизатор, раскрепощающий интеллектуальные возможности старшеклассников, ориентированных на высшее гуманитарное образование. По сути, этот учебник — интеллектуальный самоучитель.

Профессор Алевтина Дмитриевна Дейкина — основатель научной школы «Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка», которая продолжает традиции научной школы профессора М. Т. Баранова.

Алевтина Дмитриевна — прекрасный организатор, мудрый и внимательный учитель. Она наставляет житейскими советами, умеет воодушевить и подвигнуть своих коллег к принятию важных решений. В наставничестве она проявляет исключительную щедрость. Под руководством А. Д. Дейкиной защищены 23 диссертационных исследования: 15 кандидатских и 8 докторских диссертаций по теории и методике обучения русскому языку. Ее ученики работают в вузах Москвы, Ворон ежа, Абакана, Рязани, Оренбурга, Перми и других городах, успешно реализуя идеи своего учителя в разных уголках России.

Алевтина Дмитриевна пользуется заслуженным авторитетом в методической науке, является членом диссертационных советов в МПГУ и РУДН, членом ученого совета филологического факультета МПГУ и редколлегии журнала «Русский язык в школе».

А. Д. Дейкина — воистину ученый-патриот, для которого любовь к России и русскому языку неразрывно связана с поиском научной истины.

Эрудицию и профессионализм, высокую культуру, интеллигентность, честность, скромность и доброе отношение к людям Алевтина Дмитриевна сочетает с твердой принципиальностью и необыкновенной работоспособностью.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Народное образование. Педагогика»

ДЕЙКИНА А.Д., ЯНЧЕНКО В.Д. — 2011 г.

ДЕЙКИНА А.Д., ЕРЕМЕЕВА А.П., ЯНЧЕНКО В.Д. — 2007 г.


источники:

http://mpgu.su/scientists/deykina-alevtina-dmitrievna/

http://naukarus.com/alevtina-dmitrievna-deykina-uchitel-i-uchenyy