А Черепнин Композитор биография

ЧЕРЕПНИН, Николай Николаевич (1873–1945)

Профессор 1-й степени

ЧЕРЕПНИН, Николай Николаевич (3/15 мая 1873, Санкт-Петербург – 26 июня 1945, Исси-ле-Мулино, предместье Парижа, Франция; захоронен на кладб. Сан-Женевьев-Де-Буа) — композитор, дирижер, пианист, педагог. Профессор Профессор 1-й степени (1917). Потомственный дворянин. Награжден орденами Св. Станислава 3-й степени (1905), Св. Анны 3-й степени (1907). Коллежский советник (1916). Отец композитора А. Н. Черепнина.

Родился в семье известного петербургского врача, в дружеский круг которого входили А. Н. Серов, М. П. Мусоргский, Ф. М. Достоевский. В раннем детстве проявил большие музыкальные способности. Учился игре на фортепиано у сестры отца, в дальнейшем — у преподавателей Консерватории Н. Е. Шишкина, В. В. Демянского, К. Зике. Учился в Санкт-Петербургской гимназии № 6 (1883–1891). Выступал на гимназических музыкальных вечерах сольно и в фортепианном ансамбле, исполнял партию рояля в школьном оркестре. Был помощником дирижера И. К. Воячека, руководителя гимназического оркестра. Через своего друга, Н. А. Елачича, попал в круг семьи Ф. И. Стравинского, где приобщился к музыке «новой русской школы» — Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, А. К. Лядова, Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейна.

Окончив гимназию, поступил на философско-юридический ф-т Императорского Санкт-Петербургского университета (1891–1895). Завершил курс с дипломом кандидата прав (1-й степени). Одновременно обучался в Консерватории (кл. игры на фортепиано К. ван Арка, 1893–1894). Занимался теорией композиции у Н. Ф. Соловьёва (1894), затем перешел в кл. теории композиции Н. А. Римского-Корсакова (1894–1898). Окончил Консерваторию с дипломом на звание свободного художника, представив на выпускном экзамене кантату «Сарданапал» (для солистов, хора и оркестра). Произведение было с успехом исполнено при участии солистов С. Н. Гладкой, Н. Н. Кедрова, Я. Я. Карклина в Большом зале нового здания Консерватории (1898).

В период обучения в Консерватории был постоянным участником симфонических собраний Императорского Русского музыкального общества и деятельности Общества музыкальных собраний. Выступал в дуэте с концертмейстером оркестра Мариинского театра В. Г. Вальтером (скрипка).

Являлся членом Кружка издателя и мецената М. П. Беляева, куда входили — Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. В. Вержбилович, А. А. Спендиаров, В. Г. Вальтер, Я. Витолс, Ф. М. Блуменфельд, Н. С. Лавров, Н. А. Соколов, А. В. Оссовский, А. Н. Скрябин, С. И. Танеев и другие.

Первые произведения Черепнина были изданы уже в 1898 году. Среди них 6 романсов для меццо-сопрано на стихи А. А. Майкова и Ф. И. Тютчева, Прелюдия к оркестровой пьесе «Принцесса Греза», «Песнь Сафо» (из кантаты «Сарданапал»).

Создал две симфонии, ряд лирических романсов на стихи русских поэтов (А. К. Толстого, М. Ю. Лермонтова, Е. А. Баратынского, К. М. Феофанова, А. А. Фета, А. А. Голенищева-Кутузова и др.), фортепианные миниатюры, «Лирическую поэму» для скрипки и фортепиано, два хора a cappella на ст. Ф. И. Тютчева, камерно-инструментальные произведения, симфоническую поэму «Макбет», посвященную А. К. Глазунову (1902) и др. Среди наиболее ярких программных сочинений раннего периода — «Драматическая фантазия» по стихотворению Ф. Ф. Тютчева «Из края в край» (1903), симфоническая картина «Зачарованное царство» (1904), фортепианное произведение «Сказка о рыбаке и рыбке» (1912).

Его композиторское творчество развивалось в русле новых музыкальных течений под воздействием музыки композиторов «Могучей кучки», П. И. Чайковского, а также А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, Р. Штрауса, Г. Малера, А. Шенберга, И. Ф. Стравинского, К. Дебюсси, М. Равеля. Заявил о себе как поэт-романтик, музыкальный сказочник, мастер декоративно-колористической оркестровки и изысканной стилизации.

Активно занимался педагогической деятельностью. Давал частные уроки по теории музыке и игре на фортепиано, вел класс светского хорового пения и теории музыки в женской гимназии с художественными классами М. А. Лохвицкой-Скалон (1898–1902) и петербургских Институтах Ведомства Императрицы Марии: в Мариинском, Елизаветинском (1901–1907) и в Александровском институте Смольного института благородных девиц (1901–1906).

В 1899 был приглашен заведующим оркестровым кл. Императорской Придворной певческой капеллы. С 1898 дирижировал хором Мариинского театра, будучи ассистентом Э. Ф. Направника, а затем стал главным дирижером (1906–1909).

Осуществил премьеру оперы Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный» (1905). Совместно с Ф. М. Блуменфельдом, под управлением Н. А. Римского-Корсакова, подготовил премьеру оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» (1907). Дирижировал премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» в Париже (1908). Первым поставил оперу Римского-Корсакова «Золотой петушок» на сцене Консерватории (1909).

С 1902 выступал как постоянный дирижер в Русских симфонических концертах, концертах ИРМО в Санкт-Петербурге, Москве и др. российских отделениях ИРМО. Принимал участие в концертных сезонах в Павловске и Ораниенбауме. Дирижировал концертами в Народном доме Николая II в Санкт-Петербурге (1908–1913). Как дирижер принимал участие в симфонических «Исторических концертах», организуемых С. Н. Василенко в Москве (1907–1917).

Включал в симфонические программы произведения Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Аренского, С. В. Рахманинова, А. А. Спендиарова, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэра, В. А. Золотарёва, собственные сочинения. Был первым исполнителем посвященных ему оркестровых пьес А. К. Лядова — «Волшебное озеро» (1909) и «Кикимора» (1910).

Интересовался проблемами нового музыкального театра, в задачи которого входило объединение музыки, пластики и живописи в художественном контрапункте. Общался с В. Э. Мейерхольдом. Вошел в художественное объединение «Мир искусства» как эксперт по музыкальной части. В сотрудничестве с А. Н. Бенуа и М. М. Фокиным написал музыку первого симфонизированного балета-хореодрамы «Павильон Армиды» (1903, премьера в 1907, Мариинский театр, дирижер Р. Е. Дриго, исполнители главных партий — А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский и П. А. Гердт).

Был ведущим дирижером Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже (1909–1914). Создал для этого проекта стилизованную балетную пастораль «Нарцисс и Эхо» (1911, Монте-Карло) и мистический балет «Маска красной смерти» (1913, не была поставлена). Дирижировал спектаклями Русского балета в Лондоне, Риме, Берлине, Монте-Карло.

Всего сочинил 16 балетов, в их числе — «Марья Моревна» (1913), «Сказка про царевну Улыбу и Соловья-разбойника» (1916), «Дионис» (1921), «Вакх» (1922), «Зачарованная птица» («Русская сказка», 1923) и другие.

Среди вокально-инструментальных сочинений дореволюционного периода — «Гавот» для камерного оркестра, две Литургии, «Торжественная кантата» для женского хора с фортепиано, вокальные циклы «Из Гафиза», «Фейные сказки», эскизы к «Русской азбуке в картинках» А. Н. Бенуа для фортепиано, шесть пьес для квартета валторн, шесть музыкальных иллюстраций к «Сказке о рыбаке и рыбке» для фортепиано (1912), вокальный цикл «Венок Городецкому» (1915), Симфониетта памяти Н. А. Римского-Корсакова (1917) и другие.

Музыкальная деятельность Черепнина широко освещалась в газетах и журналах («Русская Музыкальная Газета», «Аполлон», «Музыкальный современник», «Жизнь искусства», «Наш Век», «Новое Время», «Слово», «Голос», «Речь»).

В Консерватории: преподаватель чтения партитур (1905), старший преподаватель (1906–1909), профессор 2-й степени (1909), профессор 1-й степени (1917/1918) дирижерского и оркестрового класса. Музыкальный руководитель оперного класса (1915–1918).

Основал дирижерский класс в Консерватории (1906), что резко повысило уровень оркестрового и дирижерского искусства учащихся. Педагогический метод Черепнина базировался на широте и прогрессивности художественных взглядов, а также огромной эрудиции. Включал в учебный процесс изучение современной музыки — творчества К. Дебюсси и М. Равеля, Р. Штрауса и П. Дюка, А. А. Спендиарова и В. В. Золотарёва, А. С. Аренского и А. К. Лядова, А. К. Глазунова и С. В. Рахманинова.

Среди выдающихся учеников Черепнина по композиции и дирижированию — Б. В. Асафьев, М. А. Бихтер, А. В. Гаук, В. А. Дранишников, М. Г. Климов, Н. А. Малько, С. С. Прокофьев (посвятивший учителю 1-й фортепианный концерт и еще несколько сочинений), В. Н. Цыбин, Ю. А. Шапорин, М. В. Юдина и другие.

После революции принимал участие в разработке новых учебных планов по разделению оркестрового и дирижерского классов. Руководил симфоническими концертами Консерватории для массовой аудитории, участвовал в музыкально-просветительских мероприятиях. К 20-летию творческой деятельности дал ряд авторских концертов на летних эстрадах в Павловске и вилле Эрнест (под Петроградом).

Уехал по приглашению в Тифлис, где возглавил Тифлисскую консерваторию и был одним из ведущих ее профессоров (1918–1921). Выступал как пианист в концертах с певицей Н. П. Кошиц и виолончелистом Е. Я. Белоусовым. Осуществил в Тифлисском оперном театре постановку оперы В. Моцарта «Дон Жуан» (1920) и первой классической грузинской оперы З. П. Палиашвили «Абессалом и Этери», а также оперы М. А. Баланчивадзе «Дареджан Коварная» (1921).

Эмигрировал в Париж (1921). По заказу А. П. Павловой создал балет «Дионис» (1922, Ковент-Гарден). Оркестровал оперу М. П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка» для оперного театра в Монте-Карло (1923). Ездил с антрепризой А. А. Церетели в Мадрид, где дирижировал оперой А. П. Бородина «Князь Игорь» и оперой М. П. Мусоргского «Борис Годунов». По приглашению Я. Витолса гастролировал по городам Латвии, концертировал в Брюсселе. Участвовал в организации Русской Парижской консерватории, возглавив ее в качестве избранного директора (1925–1929 и 1938–1945). По приглашению С. А. Кусевицкого дирижировал Бостонским симфоническим оркестром (1932). Оставил концертную деятельность в 1933 по причине глухоты. Член Попечительского совета издательства «М. П. Беляев в Лейпциге» (1926–1937), президент Попечительского совета (с 1937).

Среди произведений, созданных в эмиграции — опера «Сват» (1930), «Ванька-ключник» (1933), духовные православные произведения, оркестровые обработки русских народных песен. Последнее выступление состоялось в зале Плейель, где композитор представил «Грузинские погребальные песнопения», посвященные памяти М. А. Баланчивадзе и З. П. Палиашвили (1944).

Нотография

[Соч. Н. Н. Черепнина] // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6. М., 1982. Стб. 208. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/8392/Черепнин; Указатель сочинений Н. Н. Черепнина // Томпакова О. М. Николай Николаевич Черепнин: очерк жизни и творчества. М., 1991. С. 95–97.

Библиография

Сочинения: Воспоминания музыканта. Л., 1976. 128 с.

Литература: Тюнеев Б. О Черепнине // Русская музыкальная газета. 1915. № 15. Стб. 273–282; Глинский М. «Красная маска». Хореодрама Н. Н. Черепнина // Русская музыкальная газета. 1916. № 12. Стб. 268–276; Оссовский А. В. «Павильон Армиды». Балет Н. Н. Черепнина // Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894–1912). Л., 1971. С. 84–87; Гаук А. Из воспоминаний дирижера // Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 1. М., 1972. С. 292–333. [О дир. классе Н. Н. Черепнина см. на с. 310–333]; Асафьев Б. В. Этюд о Черепнине. Последние произведения // Асафьев Б. О балете: статьи, рецензии, воспоминания. Л., 1974. С. 20–25; Павлинова В. П. Черепнин Николай Николаевич // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6. М., 1982. Стб. 207–208. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/8392/Черепнин; Томпакова О. М. Николай Николаевич Черепнин: очерк жизни и творчества. М., 1991. 111 с.; Дейкун Л. К проблеме стиля модерн в музыке. Страницы творчества Н. Черепнина // Российская академия музыки им. Гнесиных. Сборник трудов. Вып. 123: Русская музыкальная культура XIX − нач. XX в. М., 1994. С. 79–95; Келдыш Ю. В. Между традицией и модерном. Н. Н. Черепнин // История русской музыки: в 10 томах. Т. 10А: 1890–1917-е гг. М., 1997. С. 235–244; Кривошеева И. «Призраки Эллады» в Серебряном веке // Музыкальная академия. 1999. № 1. С. 180–187; Скобликова Е. В. Между старым и новым. «Павильон Армиды» Н. Черепнина и проблемы жанра балета в нач. XX в. // Музыка и танец: вопросы взаимодействия: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Майкоп, 2004. С. 199–207; Кисеева Е. В. Творческие искания Н. Черепнина в контексте художественной культуры рубежа XIX–XX веков: дисс. . канд. иск. Ростов-н/Д., 2004. 180 с.; Финкельштейн Ю. «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина: образный строй и средства воплощения // Вопросы гуманитарных наук. 2004. № 2. С. 262–270; Финкельштейн Ю. Воплощение эстетики «Мира искусства» в балетном спектакле «Нарцисс и Эхо» Бакста – Фокина – Черепнина // Российская академия музыки им. Гнесиных. Сборник трудов. Вып. 163: Философия и музыка. М., 2004. С. 57–65; Финкельштейн Ю. Образы русской сказки и их воплощение в балетном творчестве Н. Черепнина // Глобэкси: Интернет-журнал АТиСО. М., 2007. URL: http://www.globecsi.ru/Articles/2011/Finkelshtein.pdf; Финкельштейн Ю. А. Балет «Золотая рыбка» Н. Черепнина: прямой опыт обращения композитора к образности русской сказки в жанре балета // Глобэкси: Интернет-журнал АТиСО. 2007. URL: http://www.globecsi.ru/Articles/2011/Finkelshtein1.pdf; Биккенин О. Ф. Творчество Николая Черепнина в контексте русской художественной культуры кон. XIX – нач. XX в. СПб., 2007. 289 с.; Биккенин О. Ф.Произведения Н. Н. Черепнина, созданные им в Ораниенбауме // Ораниенбаум: страницы истории. СПб., 2008. С. 349–376; Ахонен А. Н. Сергей Прокофьев в дирижерском классе Н. Н. Черепнина // Источниковедение истории культуры. Вып. 2. СПб., 2009. С. 86–95; Финкельштейн Ю. Поздние балеты Николая Черепнина // Русское искусство. 2009. № 1. С. 27–34; Логинова В. А. Лики Серебряного века: Владимир Ребиков, Николай Черепнин, Алексей Станчинский: учеб. пособ. Ориенбург, 2011. 262 с.; Финкельштейн Ю. А. Балетное творчество Н. Н. Черепнина в контексте идей эпохи: автореферат дис. . канд. иск.: 17.00.02. М., 2012. 24 с.; Финкельштейн Ю. А. Балетное творчество Н. Н. Черепнина в контексте идей эпохи: дис. . канд. иск. М., 2012. 191 с.; Варуль Д. А. Забытые страницы русского романса // Консерватория: газета Санкт-Петербургской Консерватории. 2013. № 4. С. 6. URL: http://old.conservatory.ru/files/konservatory_N4_2013.pdf; Иванов В. С. Возвращение «Армиды» // Балет. 2013. № 1. С. 30–31. (О реставрации балета Н. Черепнина «Павильон Армиды»).

Архивные источники

Черепнин Н. Н. Письмо на визитной карточке к Коптяеву Александру Петровичу. 1917, апр. ОР РНБ. Ф. 566 (арх. А. П. Коптяева). Ед. хр. 115. 1 л.; Дело преподавателя Н. Н. Черепнина. 1895–1906. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Ед. хр. 185. 14 л.; Журнал дирекции РМО. СПб., 1905. [Черепнин Н. Н.]. ГИАЛО. Ф. 408. Оп.1. Д. 523. Л. 3 об. (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК); Заседание специальной комиссии по отделу пения (1915, 18 сент.). [Черепнин Н. Н.]. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 498. Л. 52. (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК); Списки преподавателей за 1916 г. [Черепнин Н. Н.]. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 9. С. 29; Д. 73. С. 19 (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК).

Иконография

Николай Николаевич Черепнин. [Фото] // Светозарова Е. Д. Хоровое пение в Петербургской консерватории (1862–1912). СПб., 2013. С. 82.

М. И. Алейников, Н. Б. Селиверстова, Л. П. Махова, 2014

А Черепнин Композитор биография

Тут целый мир, живой, разнообразный,
Волшебных звуков и волшебных снов.

Ф. Тютчев

19 мая 1909 года весь музыкальный Париж восторженно аплодировал балету «Павильон Армиды», которым открылся первый балетный «Русский сезон», организованный талантливым пропагандистом русского искусства С. Дягилевым. Создателями «Павильона Армиды», на долгие десятилетия укрепившегося на балетных сценах мира, были прославленный балетмейстер М. Фокин, художник А. Бенуа и композитор и дирижер Н. Черепнин.

Ученик Н. Римского-Корсакова, близкий друг А. Глазунова и А. Лядова, член известного содружества «Мир искусства», музыкант, получивший признание многих своих выдающихся современников, в числе которых были С. Рахманинов, И. Стравинский, С. Прокофьев, А. Павлова, З. Палиашвили, М. Баланчивадзе, А. Спенднаров, С. Василенко, С. Кусевицкий, М. Равель, Г. Пьерне. Ш. Монте и др., — Черепнин вписал в историю русской музыки XX в. одну из блестящих страниц как композитор, дирижер, пианист, педагог.

Черепнин родился в семье известного петербургского медика, личного врача Ф. Достоевского. Семья Черепниных отличалась широкими художественными интересами: отец композитора знал, например, М. Мусоргского и А. Серова. Черепнин окончил Петербургский университет (юридический факультет) и Петербургскую консерваторию (класс композиции Н. Римского-Корсакова). До 1921 г. вел активную творческую жизнь как композитор и дирижер («Русские симфонические концерты», концерты Русского музыкального общества, летние концерты в Павловске, «Исторические концерты» в Москве; дирижер Мариинского театра в Петербурге, оперного театра в Тифлисе, в 1909-14 гг. дирижер «Русских сезонов» в Париже, Лондоне, Монте-Карло, Риме, Берлине). Огромен вклад Черепнина в музыкальную педагогику. Будучи в 190518 гг. преподавателем (с 1909 г.профессором) Петербургской консерватории, он основал первый в России класс дирижирования. Его ученики — С. Прокофьев, Н. Малько, Ю. Шапорин, В. Дранишников и ряд других выдающихся музыкантов — в своих воспоминаниях посвятили ему слова любви и благодарности.

Велики заслуги Черепнина и перед грузинской музыкальной культурой (в 1918-21 гг. он был директором Тифлисской консерватории, выступал как симфонический и оперный дирижер).

С 1921 г. Черепнин жил в Париже, основал там Русскую консерваторию, сотрудничал с балетным театром А. Павловой, гастролировал как дирижер во многих странах мира. Творческий путь Н. Черепнина продолжался более полувека и был ознаменован созданием свыше 60 опусов музыкальных сочинений, редактур и обработок произведений других авторов. В творческом наследии композитора, представленном всеми музыкальными жанрами, есть произведения, в которых продолжены традиции «Могучей кучки» и П. Чайковского; но есть (и их большинство) произведения, примыкающие к новым художественным течениям XX в., более всего к импрессионизму. Они очень оригинальны и являются новым словом для русской музыки той эпохи.

Центр творчества Черепнина составляют 16 балетов. Лучшие из них — «Павильон Армиды» (1907), «Нарцисс и Эхо» (1911), «Маска красной смерти» (1915) — были созданы для «Русских сезонов». Непременная для искусства начала века романтическая тема разлада мечты и действительности претворена в этих балетах характерными приемами, сближающими музыку Черепнина с живописью французских импрессионистов К. Моне, О. Ренуара, А. Сислея, а из русских художников с картинами одного из наиболее «музыкальных» художников того времени В. Борисова-Мусатова. Некоторые из произведений Черепнина написаны на темы русских сказок (симфонические поэмы «Марья Моревна», «Сказка про царевну Улыбу», «Зачарованная птица, Золотая рыбка»).

Среди оркестровых сочинений Черепнина (2 симфонии, Симфониетта памяти Н. Римского-Корсакова, симфоническая поэма «Судьба» (по Э. По), Вариации на тему солдатской песни «Соловей, соловей, пташечка», Концерт для фортепиано с оркестром и др.) наиболее интересны его программные сочинения: Симфонический прелюд «Принцесса Греза» (по Э. Ростану), симфоническая поэма «Макбет» (по В. Шекспиру), симфоническая картина «Зачарованное царство» (к сказке о Жар-птице), Драматическая фантазия «Из края в край» (по одноим. философскому ст. Ф. Тютчева), «Сказка о рыбаке и рыбке» (по А. Пушкину).

Написанные за рубежом в 30-х гг. оперы «Сват» (по пьесе А. Островского «Бедность не порок») и «Ванька-ключник» (по одноим. пьесе Ф. Сологуба) — интересный пример привнесения в традиционный для русской музыки жанр народно-песенной оперы сложных приемов музыкального письма XX в.

Многого достиг Черепнин в кантатно-ораториальном жанре («Песнь Сафо» и ряд духовных сочинений a cappella, в т. ч. «Хождение богородицы по мукам» на тексты народных духовных стихов и др.) и в хоровых жанрах («Ночь» на ст. В. Юрьева-Дрентельна, «Старая песня» на ст. А. Кольцова, хоры на ст. поэтов-народовольцев И. Пальмина («Не плачьте над трупами павших борцов») и И. Никитина («Медленно движется время»). Вокальная лирика Черепнина (более 100 романсов) охватывает широкий диапазон тем и сюжетов — от философской лирики («Трубный глас» на ст. Д. Мережковского, «Думы и волны» на ст. Ф. Тютчева) до картин природы («Сумерки» на ст. Ф. Тютчева); от утонченной стилизации русских песен («Венок Городецкому») до сказки («Фейные сказки» на ст. К. Бальмонта).

Из других сочинений Черепнина следует назвать его замечательную фортепианную «Азбуку в картинках» с рисунками А. Бенуа, Струнный квартет, квартеты для четырех валторн и другие ансамбли для различных составов. Черепнин является также автором оркестровок и редакций многих произведений русской музыки («Мельник-колдун, обманщик и сват» М. Соколовского, «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского и др.).

Долгие десятилетия имя Черепнина не появлялось на театральных и концертных афишах, сочинения его не издавались. В этом он разделил судьбу многих русских художников, после революции оказавшихся за рубежом. Сейчас творчество композитора наконец заняло подобающее ему место в истории отечественной музыкальной культуры; изданы несколько симфонических партитур и книга его мемуаров, готовится к выпуску Сонатина ор. 61 для духовых, ударных и ксилофона, ждет своего возрождения шедевр Н. Черепнина и М. Фокина балет «Павильон Армиды».

Александр Николаевич Черепнин

Александр Николаевич Черепнин – представитель композиторской династии, начавшейся в России и продолжившейся в США.

Александр Черепнин появился на свет в Санкт-Петербурге в музыкальной семье. Отец его – Николай Николаевич Черепнин – ученик Николая Андреевича Римского-Корсакова и композитор, сотрудничавший с Сергеем Павловичем Дягилевым, автор балетов «Павильон Армиды» и «Нарцисс и Эхо». Мать – Мария Альбертовна Бенуа, певица меццо-сопрано – приходилась племянницей художнику Александру Николаевичу Бенуа. В доме Черепниных бывали многие известные музыканты и художники, обстановка располагала к проявлению таланта. Уже в детские годы Александр начал сочинять музыку, причем не только маленькие пьесы, но и фортепианные сонаты. Он обучался фортепианной игре у Леокадии Александровны Кашперовой – ученицы Антона Григорьевича Рубинштейна, изучал музыкально-теоретические дисциплины и композицию под руководством композитора и музыковеда Виктора Михайловича Беляева. В Петроградской консерватории его наставником стал композитор Николай Александрович Соколов. Обучался он и у Александра Вячеславовича Оссовского – друга своего отца. У Александра Афанасьевича Спендиарова он непосредственно не обучался, но творчество этого композитора оказало определенное влияние на стиль ранних произведений Александра Черепнина.

Обучение Черепнина было прервано Октябрьской революцией, после которой семья отправилась в Тифлис. К тому времени он был автором множества фортепианных произведений, многие из которых были изданы (в частности, «Багатели» Op. 5). Уже в те годы композитор начал разрабатывать новую ладовую концепцию, которую он впервые применил в «Романтической сонатине», написанной в 1918 году. Он продолжил образование в Тифлисской консерватории, одновременно концертируя в качестве пианиста и создавая музыку для Камерного театра. После установления Советской власти в Грузии он эмигрировал во Францию, где обучался в Парижской консерватории у Поля Антуана Видаля и Исидора Филиппа. Последний оказал ему содействие в публикации фортепианных сочинений в Париже. По стилю своих произведений Черепнин в то время сближался с такими композиторами, как Богуслав Мартину, Артюр Онеггер, Конрад Бек.

В 1923 году композитор написал музыку для балета «Фрески Аджанты». Инициатором его создания была Анна Павлова, она же выступила в ведущей партии на премьере балета в лондонском театре «Ковент-Гарден». Среди других сочинений тех лет – «Грузинская рапсодия» для виолончели с оркестром, три виолончельные сонаты, опера «Оль-Оль» по произведению Леонида Николаевича Андреева, Четыре романса для фортепиано, Концерт для флейты и скрипки с камерным оркестром, Фортепианное трио, Струнный квартет № 1 и Симфония № 1.

В 1926 году Александр Черепнин выступил в США. Это было началом его гастрольной деятельности. Америку он посещал ежегодно, а в 1930-х годах гастролировал в Японии и Китае. Несколько лет, начиная с 1934 года, Черепнин возглавлял консерваторию в Шанхае. Там он познакомился с пианисткой Ли Сян Мин, которая стала его супругой. Позднее он работал в Японии – руководил музыкальным издательством в Токио, а также преподавал. Среди учеников Черепнина – японские композиторы Ёрицуне Мацудайра, Акира Ифукубе.

В 1930-х годах было написано немало произведений: опера «Венчание Зобеиды» по произведению австрийского писателя Гуго фон Гофмансталя, балет «Трепак», циклы фортепианных этюдов и другие.

Годы Второй мировой войны Черепнин провел во Франции. Творческая активность композитора в то время снизилась, но в послевоенные годы последовал новый плодотворный период, начиная с создания балета «Шота Руставели» в 1945 году и Симфонии № 2 в 1947 году. В 1948 году он вновь посетил США, а с 1950 года жил в Чикаго. Там состоялась премьера его Второй симфонии, были написаны Третья и Четвертая, балеты «Женщина и ее тень» по произведению французского поэта Поля Клоделя и «Бездна» по рассказу Леонида Андреева. В то время полностью выкристаллизовывается концепция Черепнина: наложение трех большетерцовых четырехступенных звукорядов образует девятиступенный звукоряд. Из него – подобно додекафонным сериям – произвольно берутся тона, образующие вертикальные и горизонтальные сочетания. Такую технику композитор назвал «интрапунктом». Теоретические положения своей системы композитор изложил в статье «Основные элементы моего музыкального языка», написанной в 1962 году.

С 1964 года композитор жил в Нью-Йорке, но регулярно посещал Европу. Среди сочинений 1960-1970-х годов – Сюита для клавесина, Шесть песнопений для смешанного хора a cappella, Церковная соната для виолы да гамба и органа.

Александр Черепнин ушел из жизни в 1977 году. Два его сына стали композиторами. Сергей Черепнин прославился как разработчик синтезаторов, а Иван Черепнин – как автор электронной музыки.


источники:

http://www.belcanto.ru/cherepnin.html

http://musicseasons.org/aleksandr-nikolaevich-cherepnin/