А Баталов биография Родословная

Родословные сюрпризы евреев. Алексей Баталов

Новая редакция, но это всё ещё незаконченная работа, потому, что я пишу её прямо на проза.ру Каждый день может быть добавлена новая информация.

В скобках указаны сферы деятельности в которых не были достигнуты выдающиеся достижения или же имеющаяся в моём распоряжении информация не даёт возможности для оценки.

* Иногда отмечены лица с еврейскими корнями, о которых я пишу в других очерках моей книги.

1. Алексей Баталов, которого мы не знали.
2. Польские аристократы Понятовские предки Алексея Баталова со стороны матери?
3. Незаконная страсть. Граф Ян Казимир Сапега и прекрасная еврейка.
4. Родословная Алексея Баталова.
5. О Нине Ольшевской и единоутробных братьях Алексея Баталова.
6. Министр Николай Кутлер и другие потомки Понятовских в России.
7. Король и Маршал.
8. Другие выдающиеся Понятовские и их потомки.
Общий обзор.
Дети Станислава Понятовского (Старшего).
Следующие поколения. Польша.
Следующие поколения. Венгрия.
Следующие поколения. Франция.
Следующие поколения. Мексика.
9. Примечания.
10. Литература.

1. АЛЕКСЕЙ БАТАЛОВ, КОТОРОГО МЫ НЕ ЗНАЛИ.

Звезда советского кино Алексей Владимирович БАТАЛОВ (1928-2017) неожиданное явление о котором мы вряд ли бы узнали, если бы до сих пор существовал СССР. Баталов эффективно служил коммунистическим властям. Силой своего таланта и обаяния он с несравненным мастерством оживлял ходульные, не существовавшие в реальности образы, сконструированные советскими киносценаристами для воплощения на экране идеологических установок изолгавшихся и бдительных властителей тоталитарной страны Благодаря ему, даже заурядные фильмы становились захватывающими зрителей повествованиями о людских судьбах. Часто он рассказывал сказку.

Достаточно вспомнить всего несколько минут его появления в роли молодого секретаря горкома партии в фильме 1965 года «Свет далёкой звезды», экранизации посредственного романа пера приспособленца-халтурщика Александра Чаковского. Где мы встречали в жизни такого умного, продвинутого, открытого для людей, лишённого сановной спеси партийного руководителя. Из всего фильма запоминается только герой Баталова. Остальные-безликие тени.

Служение властям лишь внешняя сторона жизни великолепного лицелея. Алексей Баталов Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат нескольких важнейших советских премий, презирал и ненавидел советский режим. Сталина он характеризовал как ‘бандита’ и ‘убийцу’, но не более высокого мнения был о морали и человечности последующих правителей СССР. Метко называл послесталинские времена «неандерсталинской эпохой». Советское государство терпеть не мог. КПСС для него была собранием злодеев и убийц.

Баталов: «. У меня в жизни было очень много людей, за которых я бы день и ночь молился. Они погибли в годы репрессий самым страшным образом: в ссылках, в тюрьмах. Замечательные, потрясающие люди, которые ничего, кроме добра никому не делали. Бабушка моя спасала людей, а после-десять лет отсидела. Дедушка погиб во Владимирской тюрьме. Я всем лучшим, что во мне есть, обязан им. Нет области, нет великого открытия, которое не было бы исцарапано когтями этой стаи бандитов: товарища Ленина и товарища Сталина. «

Блистательный мастер перевоплащения не был двуличен. Не угодничал перед властями, показывая им фигу в кармане. Так жили, кривя душой, десятки миллионов «строителей коммунизма». Не Баталов. Он не вступал в КПСС, отказался подписать позорное письмо о поддержке ввода советских войск в Чехословакию, читать по радио псевдобрежневскую ‘Малую землю’, играть роль Ленина-создавать из омерзительного, расчётливого убийцу миллионов людей фальшивую фигуру «самого человечного человека». Отчуждённость от правителей Кремля сходила ему с рук. Замены Баталову на экране у них не было.

2. ПОЛЬСКИЕ АРИСТОКРАТЫ ПОНЯТОВСКИЕ ПРЕДКИ АЛЕКСЕЯ БАТАЛОВА СО СТОРОНЫ МАТЕРИ?

Родословная Алексея Баталова ведёт нас в Польшу, к родовым корням его матери Нины Ольшевской. Согласно семейным преданиям Ольшевских, её бабушка, память об имени которой не сохранилась, была аристократкой, урождённой графиней Понятовской. Понятовские знамениты последним королём Польши Станиславом II Августом Понятовским и наполеоновским маршалом Юзефом Понятовским. Вопреки воле знатных и кичливых родителей, своевольная девушка вышла замуж за незнатного шляхтича Ольшевского. Влюблённым пришлось оставить родину и сделать своим домом Россию благо, что Польша принадлежала Российской империи.

Семейную легенду Ольшевских поведал миру единоутробный брат Баталова Михаил Ардов и с тех пор она широко гуляет в публикациях об Ольшевских, включая родословные, составленные генеалогами-любителями. Можно ли верить претензиям Ольшевских на высокое происхождение? Проблема с правдоподобностью их семейного предания в том, что ко времени жизни безымянной «графини Понятовской» аристократы Понятовские давно покинули Польшу, не желая оставаться под властью иноземных завоевателей.

Более того, графов Понятовских никогда не существовало. В отличие от других стран Европы, польская аристократия не гонялась за чужеземными по происхождению титулами. В России Пётр I ввёл титулы «граф» и «барон». В Польше существовал лишь один, но очень высокий титул-«князь». За все столетия своего существования Речь Посполитая произвела в графы только один род. В год раздела Польши 1795-й в стране насчитывалось всего лишь 8 графских родов, все получили титулы от иноземных монархов. Понятовских среди них нет и никто с фамилией Понятовский не получил титул графа после 1795. Единственным титулом Понятовских был князь.

Родословная Понятовских достаточно хорошо изучена, нет в ней упоминания брака одной из Понятовских с Ольшевским. Казалось бы, есть все основания, усомнится в происхождении Ольшевских от Понятовских. Ничем не примечательный род, они захотели приукрасить своё происхождение, но есть важная оговорка. В семейных легендах часто в памяти у потомков остаются не их прямые предки по мужской линии, а по разветвлённым женским, если они были более именитыми личностями и родами. Хотя сами Понятовские ушли в изгнание, в Польше остались их многочисленные потомки вне браков и по женским линиям. Загадочная «графиня Понятовская» могла происходить из этих потомков Понятовских и передать Ольшевским память о прославленных предках.

3. НЕЗАКОННАЯ СТРАСТЬ. ГРАФ ЯН КАЗИМИР САПЕГА И ПРЕКРАСНАЯ ЕВРЕЙКА.

Какое отношение это имеет к евреям? Родоначальник аристократов Понятовских, Станислав Понятовский (Старший) (1676-1762) отец короля Станислава Августа был сыном одного из могущественнейших магнатов Речи Посполитой командующего армией Великого княжества Литовского графа Яна Казимира Сапеги и его безымянной любовницы еврейки. В феодальные времена в Польше-не единственный случай внебрачной связи аристократов-христиан и красивых иудеек. Любовь и страсть не знают религиозных и этнических границ.

Сыном другой безымянной еврейки и другого командующего армией Великого княжества Литовского князя Михаила Юзефа Масальского был Юзеф Белявский* (1729-1809) один из важнейших создателей польского театра и драматургии. Жизненные пути двух современников поляков, сходных по происхождению, скрестились. В стране, раздираемой внутренними междоусобицами, Юзеф Белявский стойко поддерживал политический лагерь Понятовских, был доверенным лицом, генерал-адьютантом и придворным поэтом короля Станислава Августа.

Сапега заботился о сыне, но не мог взять его к себе. Был женат. Выход нашёлся, типичный для влиятельных людей тех времён. Сапега отдал сына в семью захудалого шляхтича из ничем не примечательного рода Франтишека Понятовского, служившего у него управителем. Понятовский выдал мальчика за своего сына, а Сапега облагодетельствовал Понятовского, обогатил его, помог ему продвинуться на государственной службе, получить высокие должности о которых тот раньше не мог и мечтать.

Станислав прожил в семье Понятовских всего несколько лет, когда он подрос отец взял его к себе пажем. Обычно в пажи брали семилеток. В 13 летнем возрасте Сапега оправил его на учёбу в Вену. Шла Великая Турецкая война (1683-1699), Габсбурги и Польша воевали на Балканах с общим врагом. Станислав проучился недолго, лишь два года. Подростка тянуло на войну, ведь он жил в эпоху европейского героизма. Достигнув военного возраста 15 лет, Станислав поступил добровольцем в императорскую армию. Его старший сводный брат, законный Сапега Михал Франтишек, австрийский генерал-майор, командовавший пехотным полком, взял его адьютантом к себе. Станислав Понятовский не уронил честь рода Сапег. Отличался исключительной храбростью, набравшись боевого опыта, получил под своё командование отряд тяжёлой кавалерии кирасиров. С ним сражался в великой Битве при Зенте (1697), одной из решающих в истории Европы, после которой Османы станут лишь тенью самих себя.

Поддержка отца и родственников Сапег была особенно важна для Станислава в начале жизни. Дальнейшей блистательной карьерой он был обязан личным военным, дипломатическим и административным талантам. В 1696-1702 Сапег постигла катастрофа. Шляхта Великого Княжестве Литовского устала от необузданного всевластия Сапег и объявила им войну. Уступая своим противникам в численности войск, Сапеги её проиграли. В решающей битве гражданской войны при Олкиники Станислав Понятовский и его учитель военному делу Михал Франтишек Сапега попали в плен к врагу. Михалa Франтишека победители убили, Станиславу удалось из плена бежать. Отец Станислава потерял былое влияние.

Изучая жизни внебрачных сыновей аристократов от еврейских любовниц, невольно думаешь, что само провидение пожелало их рождения, зная о катастрофах, ждущих аристократические роды и заботясь о них. В средневековой Южной Франции Эблю Манцеру (ок. 870—934) внебрачному сыну герцога Аквитании судьба предписала в войне отвоевать владения своего отца, коварно отравленного королём Западных Франков (Франции). Восстановленная им династия превратила Аквитанию в одно из важнейших государств Европы. На вершине могущества герцоги Аквитании владели третью территории современной Франции. Гуго Капет, основатель королевского рода Франции, выиграл борьбу за корону лишь благодаря поддержке Аквитании, женившись на аквитанской принцессе внучке Эбля Манцера — еврейского бастарда. Прозвише «бастард» в средневековье не звучало оскорбительно.

В Нормандии другой внебрачный сын от еврейки, известный всему миру Вильгельм Завоеватель (1027/1028-1087) тоже в войне сохранил корону Нормандии за родом своего отца, умершего, возвращаясь из паломничества в Святую Землю. Он поднял свой род выше, чем его предки: завоевал королевство Англию. Все её последующие короли до наших дней его потомки. Список великолепных еврейских бастардов можно продолжить. Станислав Понятовский оказался достоин этих собратьев по судьбе. Внебрачный сын, даже не носивший фамилию Сапег, он вновь сделал их, но под своей фамилией, одним из важнейших родов Польши.

Во время Северной войны — схватке Петра Великого со Швецией, Польша разделилась на два лагеря. Один из них опирался на Швецию и Францию, другой на Россию. Карл XII разгромив русских под Нарвой и, высокомерно решив, что они от жестокого поражения никогда не оправятся, вторгся в Польшу и спровоцировал в ней гражданскую войну. Часть поляков поддерживала про-русского короля Августа II Саксонского. Часть-ставленника Швеции Станислава Лещинского.

Дальновидный Понятовский, понимая, что усиление России грозит Польше, его опасения трагически оправдались в будущем, был ярым стонником Швеции. Не остановила его даже потеря всех его владений. Август II kонфисковал их. В историю Понятовский вошёл как один из наиболее непримиримых и влиятельных противников Петра I, временами даже более опасный, чем Карл XII. Он доблестно сражался в рядах армии Карла XII в важнейших битвах. В чине генерала от артиллерии командовал артиллерией союзных со Швецией войск Великого княжества Литоского. Оценив его многосторонний военный талант, Карл XII пригласил его в шведскую армию генералом от кавалерии. Решение Карла XII оказалось для него судьбоносным. Понятовский спас ему жизнь в битве под Полтавой. Понятовский отличился не только на поле боя. Он заслужил авторитет одного из крупнейших дипломатов своего времени. Понятовский единственный, кто почти что достиг решающей победы над петровской Россией.

Полтавская битва, сокрушившая военную мощь Швеции, не сломила его. Он сумел убедить Османского султана Ахмеда III сделать казалось бы немыслимое: сместить с постов двух великих визирей, противившихся прошведской политике Понятовского. Во время Прутского похода Петра I (1711) Понятовский гораздо лучше царя оценил стратегическую ситуацию,сделавшую русский поход обречённой на провал авантюрой. Он убедил султана в неизбежности победы турецкой армии и добился вступлению турок в войну. Признавая боевой опыт Понятовского, султан назначил его советником к великому визирю, командовавшему турками. Понятовский присоединился к турецкой армии, двинувшейся навстречу русским и призвал Карла XII незамедлительно прибыть в турецкую армию.

Он знал нравы турецких сановников и хотел, чтобы Карл XII был рядом с ним, на случай, если великий визирь отклонится от целей военной компании. Стратегический расчёт Понятовского блистательно сработал. Русская армия устала после многодневного похода по безводной степи, страдала от изнуряющего зноя днём и от ночной стужи. Русские зашли далеко вглубь от границ России. У них не было ни достаточно еды для себя, ни фуража для кавалерии. Тысячи солдат умерли или потеряли боеспособность. «Солдаты почернели от жажды и голода. Умирающие люди лежали во множестве по дороге, и никто не мог помочь ближнему или спасти его, так как ни у кого ничего не было», вспоминал датский дипломат, сопровождавший походный двор Петра I. У турок было огромное превосходство в численности и пушках.

В трёхдневных боях они прижали русскую армию к берегу Прута и окружили ее полукольцом земляных укреплений и артиллерийских батарей. За спиной русских был широкий Прут, впереди-турецкие пушки. Петр I «бегал взад и вперед по лагерю, бил себя в грудь и не мог выговорить ни слова». Авторитетные историки, включая русских, единодушны во мнении, что решающее сражение окончилось бы уничтожением русской армии и гибелью самого Петра I. Отважный царь сражался бы до конца.

Казалось бы, натупил час абсолютного триумфа Понятовского над загнавшим себя в ловушку Петром I, но его худшие опасения оправдались. Великий визирь оказался продажной тварью, равнодушной к судьбе Турции. Искусный русский дипломат крещёный еврей Пётр Шафиров не хуже Станислава Понятовского зная продажность турецких сановников, подкупил визиря огромной взяткой и тот, отбросив возражения Понятовского, заключил с русскими мир.

К несчатью для Понятовского, самоуверенный, упрямый и не очень-то умный Карл XII не последовал его призыву. Он замешкался, опоздал, прибыл в турецкую армию лишь после подписания мира. Карл XII нарушил основную заповедь для монарха и каждого ответственного человека: всегда быть на месте главных событий. Единственное, что осталось сделать Понятовскому, разоблачить перед Ахмедом III предателя-визиря. Тому не пришлось долго наслаждаться русскими богатствами. Султан приказал его задушить.

Понятовский оставался верен Карлу XII вплоть до его гибели в 1718. После этого он признал власть над Польшей Августа II Саксонского. Тот, счастливый получить столь влиятельного сторонника, вернул Понятовскому его владения и осыпал его высокими званиями и постами. Понятовский получил высший в то время польский воинский ранг генерал-лейтенанта, должности министра финансов Великого Княжества Литовского, командующего польской гвардией, заместителя командующего польской армией, старосты (губернатора) Мазовии, каштеляна Краковского-самого высшего по рангу из всех воевод польско-литовского государства. Он продолжал исполнять важнейшие дипломатические миссии. Обладая значительным литературным талантом, написал очень важные для истории воспоминания о Карле XII.

4. РОДОСЛОВНАЯ АЛЕКСЕЯ БАТАЛОВА.

1. Безымянная еврейка. Любовник граф Ян Казимир Сапега (Jan Kazimierz Sapieha) (1637/8-1720). Ему было под сорок, а она, видимо, совсем молоденькой, ещё не выданной замуж. Вряд ли был возможен «роман» между Сапегой и замужней еврейкой.
2. Сын 1. Станислав Понятовский (Старший) (Stanislaw Poniatowski) (1676-1762). Основатель аристократического рода Понятовских.
3. Несколько поколений.
4. Потомок №2. «Графиня Понятовская». Муж Александр Ольшевский (Aleksander Olszewski).
5. Сын 4. Антон Александрович Ольшевский (1883-1937).
6. Дочь 5. Нина Антоновна Ольшевская (1908-1991). Муж Владимир Петрович Баталов (1902-1964)
7. Сын 6. АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ БАТАЛОВ.

Современники знали об еврейском происхождении Понятовских, король Станислав Август по политическим причинам пытался затушевать этот факт, но его политика по отношению к иудеям была дружественной. Как бы следуя традиции своего рода, он влюбился в еврейку и сделал её одной из своих любовниц. Она жила с ним открыто в его дворце, родила ему дочь. Он заказал своему придворному художнику их портреты, повесил их во дворце.

Впрочем, опасаться того, что его еврейская бабушка станет препятствием для его получения короны, Станиславу Августу не приходилось. Политическая элита Польши-члены Сейма, избравшие его на престол, не обратили на это никакого внимания. Еврейское происхождение в Польше того времени не было препятствием для социального продвижения. Евреи, принявшие католицизм, автоматически возводились в дворянство. В стране со времён средневековья были многочисленные роды еврейского происхождения, включая высшую арисократию. Любопытно, что позднее в 19 веке, когда в Польше вырос антисемитизм, его пропагандисты в своих памфлетах нападали на евреев, но не на евреек. Более того, они восхваляли замечательные качества евреек, принявших католицизм и вышедших замуж за поляков. Причина была не только во влиянии литературы романтизма, создававшего положительный образ евреек, но и в том, что у многих поляков были еврейки среди предков. Деда еврея можно было не любить, но ненавидеть мать еврейку? .

5. О НИНЕ ОЛЬШЕВСКОЙ И ЕДИНОУТРОБНЫХ БРАТЬЯХ АЛЕКСЕЯ БАТАЛОВА.

ОЛЬШЕВСКАЯ, Нина Антоновна родилась во Владимире. Её мать была русской. Нина выделялась замечательной красотой и врождённым аристократизмом. В возрасте 17 или 18 лет вышла замуж за актёра Владимира Баталова. Через несколько лет после рождения Алексея развелась. По окончанию студии при Художественном театре (знаменитый МХАТ) её приняли в его труппу, но эта удача оказалась обманчивой. Ролей ей не давали, на сцену она выходила лишь в массовых сценах, изредка в эпизодических ролях. Потерпев несколько лет, она перешла в только что созданный Центральный Театр Красной Армии, но связь с МХАТом сохранила на всю последующую жизнь. В новом театре её «дела её пошли несколько лучше, какие-то роли ей давали, но в премьерши она так и не выбилась».

Во второй раз, когда Алексею было пять лет, Нина Ольшевская вышла замуж за известного в то время сатирика писателя и драматурга, выходца из еврейской дореволюционной интеллигенции Виктора Ардова. Ему она родила двух сыновей-единоутробных братьев Алексея Баталова. Из них Борис Викторович АРДОВ (1940-2004) подобно Алексею Баталову продолжил актёрскую династию Ольшевских. Кинорежиссёр, художник-постановщик, театральный педагог. (Актёр). Михаил Викторович АРДОВ (1937-). (Мемуарист, публицист). Менял различные направления православия, кочевал от одного к другому пока не остановился на альтернативной православной церкви, стал её священником. Для традиционных православных он раскольник.

В 1942-1945 в эвакуации Нина Ольшевская работала главным режиссером Бугульминского русского театра. После войны вернулась в Театр Красной Армии, но дела там у нее шли не особенно успешно, хотя она была способным режиссёром и незаурядным педагогом. Обладая несомненным даром декламации, она практически никогда публично не выступала, но зато обучала этому искусству других. Была близкой подругой Анны Ахматовой.

Она дожила до внуков, точнее до внучек. Анна Борисовна АРДОВА (1969-) осуществила несбывшуюся мечту своей бабушки. Она одна из известнейших актрис современной России. Заслуженная артистка России. Её дети Софья Сергеевна АРДОВА (1996-) и Антон Александрович ШАВРИН тоже (актёры) (2000-). У них всё ещё впереди.

6. МИНИСТР НИКОЛАЙ КУТЛЕР И ДРУГИЕ ПОТОМКИ ПОНЯТОВСКИХ В РОССИИ.

АДАМ ВЮРТЕМБЕРГСКИЙ (Wurttemberg, Adam Karl Wilhelm Nikolaus Paul Eugen von). Герцог. (1792-1847). Боевой командир. Сын Марии Анны Чарторыйской* dнебрачнjq дочери короля Станислава II Августа Понятовского*..Во время наполеоновских войн служил в армии Вюртемберга, затем перешёл на службу Россию к своему двоюродному брату Александру I. Его отец был братом русской императрицы Марии Фёдоровны, матери Александра I и Николаем I. Участвовал в заграничном похоле руской армии в 1813-1814. В сражениях с Наполеоном заслужил орден Святого Георгия 4-й степени. Генерал-майор (1818).

Из-за воспитания, полученного им от отца немца, ненавидевшего поляков, был редким исключением среди польских патриотов потомков Понятовских. Деятельно участвовал в подавлении польского восстания против русского владычества 1830, командовал кавалерийской бригадой. Был щедро вознаграждён Николаем I. Получил золотое оружие. Генерал-адьютант (1830). Генерал-лейтенант (1831). Командир лейб-гвардии Гусарского полка-самого элитного полка лёгкой кавалерии русской армии. Награждён вторым высшим орденом России-Святого Александра Невского.

Неожиданен брак русск ого дворянина Дмитрия Ивановича Кудоявцева (1756-1828) с одной из внебрачных дочерей Станислава II Августа Прнятовского.

КУДРЯВЦЕВ, Александр Дмитриевич (1803-1854). Сельский хозяин. Учился в университете, окончил кадетский корпус. Поселившись в имении прославился как передовой, успешный хозяин. Ввёл 4-польную систему посевов, скотоводство, создал паточный и винокуренный заводы. Предводител дворянства Малоярославецкого уезда.
КУДРЯВЦЕВ, Евгений Александрович (1828-1905). Сын предыдущего. С 1849 на государственной службе. Успешно продвигался в Министерстве финансов. Действительный тайный советник (1899). Директор департамента окладных сборов. Сенатор.
Волков С. Высшее чиновничество Российской империи. Краткий словарь. 2020, https://books.google.com
КУТЛЕР, Николай Николаевич (1859-1924). Государственный, финансовый и прлитический деятель. Внук Александра Дмитриевича Кудрявцева*. Один из лучших финансистов дореволюционной России и не имевший себе равных за всё время существования СССР. Пошёл по стопам воего дяди Евгения Александровича Кудрявцева*. Вице-директор (1892—1904), директор Департамента окладных сборов Министерства финансов.

Товарищ (заместитель) министра внутренних дел (1904-1905), финансов (1905-1906), управляющий Дворянским и Крестьянским земельными банками, министр сельского хозяйства — Главноуправляющего землеустройством и земледелием (1905-1906). Член Государственного Совета. Сподвижник Сергея Витте, высоко ценившего его.
Биография не закончена.

7. КОРОЛЬ И МАРШАЛ.

В следующих двух поколениях после основателя рода, Понятовские добились королевской короны, занимали крупнейшие посты в Речи Посполитой и отличались разнообразными талантами.

СТАНИЛАВ АВГУСТ ПОНЯТОВСКИЙ (1732—1798). Польша. Государственный и политический деятель, оратор, дипломат, меценат, строитель, писатель. В России он известен как любовник жены наследника русского престола Фике, так тогда по простому называли будущую Екатерину II. Понятовский превосходно владел пером. Нельзя не восхититься красотой его возлюбленной, читая его словесный портрет Фике: «Ей было двадцать пять лет. Оправляясь от первых родов, она расцвела так, как об этом только может мечтать женщина, наделённая от природы красотой. Чёрные волосы, восхитительная белизна кожи, большие синие глаза навыкате, многое говорившие, очень длинные чёрные ресницы, острый носик, рот, зовущий к поцелую, руки и плечи совершенной формы, средний рост — скорее высокий, чем низкий — походка на редкость лёгкая». Фике родила от него своего второго ребёнка дочь Анну, недожившую до возраста двух лет.

Король Польши (1764-1795). Трагическая фигура. Пришёл слишком поздно, когда Речь Посполитая, некогда одна из великих держав Европы, уже была обречена на гибель из-за безответственности предыдущих поколений. В исторической памяти поляков Станислав Август самый спорный из их королей. В 19 веке его обвиняли в гибели Польши, в том, что в его неудачах виноват в огромной мере он сам, его отрицательные личные качества. Он не унаследовал отвагу и твёрдый ехарактер своего великого отца и легко уступал давлению внутренних и внешних врагов. С 20 века поляки оценивают его личность более трезво. Человек прекрасно образованный, проницательный, понимающий государственные проблемы и видевший пути их решения, неутомимый и бескорыстный труженник.

Станислав Август стремился к новому сотворению польского мира. Новая Польша должна была быть просвещённой, процветающей и хорошо управляемой страной. Казалось, ему это удалось. Введённая им Конституция от 3 мая 1791 была самой передовой в Европе. Польша превращалась в конституционную монархию. Создавалась регулярная армия. Его главная заслуга — возрождение польской культуры, пришедшей в упадок со времён Ренессанса. Благодаря ей поляки не потеряли свою национальную идентичнось под более чем столетием чужеземной власти.

Список его нововведений по развитию культуры впечатляет. Он первым в мире создал министерство народного просвещения. Основал Кадетский корпус, королевскую библиотеку. Организовал в своём дворце регулярные встречи «Ужины по четвергам» по примеру Парижских литературных салонов. Благодаря им началось возрождение польской литературы. В 1765 основал в Варшаве первый общедоступный польский театр, четвёртый старейший театр в Европе. Создал королевскую картографическую коллекцию, третью по ценности мире, занимавшуюся не только собиранием карт, но так же их составлением и исправлением.

Однако на протяжении большей части его 31-летнего правления Польша де факто была протекторатом России. На престол Польши Станислава Августа посадила армия бывшей Фике. Россия и другие соседи менее всего желали успеха реформам Станислава Августа. Своими действиями они дали самую верную и высочайшую оценку его деятельности. Они испугались возрождения польского государства Понятовским и ликвидировали их обоих. Остаток своей жизни бывший король фактически был русским пленником почти буквально в золотой клетке, в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге.

ПОНЯТОВСКИЙ, Юзеф Антоний. Князь. (1763-1813). Польша. Франция. Великий воин. Полководец, военный и государственный деятель. Сын Анджея Понятовского*. Национальный герой Польши. Военный министр герцогства Варшавского. Все властители России, бывшие его современниками, пытались переманить его русскую службу. Екатерина I, Павел I и Александр I. Нет сомнения, что полководческий талант Понятовского выдвинул бы его в российские генерал-фельдмаршалы, но он отвёрг русские преложения и стал единственным из иностранцев на службе Наполеона I, которого тот возвёл в звание маршала Франции. Понятовский второй и последний из поляков, получивших его.

Любопытно, что Войцех Якубовский* (1712-1784), первый из поляков, ставший маршалом Франции, тоже был частично еврейского происхождения, сын крестившегося еврея и польки. Понятовский пробыл маршалом Наполеона всего два дня, но в историю он вошёл как один из наиболее выдающихся командиров Наполеона. Император произвёл его в маршалы после первого дня «Битвы народов» под Лейпцигом, на третий день сражения Понятовский погиб.

Понятовский родился в Вене, его мать была австрийской графиней из чешской аристократии. Подобно отцу и деду, в юном возрасте 17-ти лет он поступил на службу в австрийскую армию. Отличился в войне с Турцией (1787–1791). При штурме крепости Шабац в Сербии спас жизнь своего младшего друга Карла I Филиппа цу Шварценберга*, был тяжело ранен. Кто из них тогда мог подумать, что они встретятся противниками в битве под Лейпцигом, в которой Шварценберг будет командовать армией антинаполеоновской коалиции. В 1789 дядя король вызвал Понятовского в Польшу принять участие в реорганизации польской армии.

На Польшу надвигалась новая катастрофа. Обнаглевшие соседи-хищники готовили её второй раздел. Король произвёл племянника в генерал-майоры и дал ему в командование дивизию. Понятовский успешно трудился над улучшением польской армии, но судьба дала ему мало времени. Русские войска несколькими колоннами без объявления войны вошли в Польшу, разразилась русско-польская война 1792. Станислав Август назначил Понятовского командующим польской армией. Надежды короля на племянника оправдались. В битве с русскими под Зеленцами юный Понятовский одержал первую крупную польскую победу за сто лет. На протяжении поколений поляки, восставая против российского владычества и сражаясь с большевиками в 1920, будут воодушевляться его неожиданной победой.

Она была тем более поразительна потому, что русская армия по боевой мощи намного превосходила поляков. Русские были лучше обучены и вооружены, за их плечами были доблестные походы против противников гораздо более сильных, чем Польша. Большинство войск Понятовского состояло из необстрелянных новобранцев, сам Понятовский, получивший высокое командование лишь благодаря родству с королём, осознавад, что у него нет опыта командования боевыми действиями крупных соединений. Он не был уверен в себе, в правильности своих полководческих решений. Понимая сомнения племянника, король назначил ему в заместители «американского» генерала Тадеуша Костюшко, поляка с отличием воевавшего на стороне Джорджа Вашингтона в войне Америки за независимость от Англии.

Начало сражения оправдало худшие опасения Понятовского. Под ударом русских ветеранов гренадёров, польские новобранцы запаниковали и бросились в бегство. Они открыли брешь в центре войск Понятовского. Гренадёры, предчувствуя скорую победу, двинулись в решающую атаку.

В страшные минуты паники и хаоса Понятовский не потерял присутствия духа. Он восстановил контроль над своими новобранцами, воодушевил их, лично повёл их в атаку под градом русских пуль, выбил русских ветеранов с захваченных ими позиций и, организовав общее наступление своего войска, заставил русскую армию отступить, оставить за поляками поле битвы. Победа была тактическая, но она доказала полякам, что они могут побеждать прославленную армию русских, а Понятовский поверил в себя, убедился, что природа дала ему характер и талант полководца. Под Зеленцами родился один из лучших военных вождей Европы эпохи наполеоновских войн. В честь победы король Станислав Август учредил высший польский боевой орден Virtuti Militari. Первыми его получили Юзеф Понятовский и его заместитель Тадеуш Костюшко, хотя тот не участвовал в сражении.

Яркую характеристику Понятовскому дал наш современник крупный русский историк Николай Троицкий. Понятовский . отличался талантами государственного и военного деятеля, личным мужеством и обаянием, прекрасной наружностью, а среди поляков пользовался еще и беспримерной популярностью, перераставшей в культ его личности. «Он был идолом Польши, войска и народа», — вспоминал о нем русский писатель, поляк по происхождению Фаддей Булгарин. Наполеон, очень ценивший Понятовского, сказал о нём на острове Святой Елены: «Понятовский был благородный человек, полный чувства чести и храбрости. Я намеревался сделать его польским королем, если бы мой поход в Россию был удачен». Троицкий Н. А. «Маршалы Наполеона».
Вспоминая о Бородинской битве Наполеон воздал должное отваге и военному таланту Понятовского: » Московская битва — моё самое великое сражение: это схватка гигантов. Русские имели под ружьём 170 тысяч человек; они имели за собой все преимущества: численное превосходство в пехоте, кавалерии, артиллерии, прекрасную позицию. Они были побеждены! Неустрашимые герои, Ней, Мюрат, Понятовский, — вот кому принадлежала слава этой битвы».

Имя Юзефа Понятовского знает каждый поляк. Его носят множество улиц, площадей, парков, школ и т.п. по всей Польше. В Варшаве конный монумент Понятовского стоит напротив президентского дворца. Его портрет на банкноте нoминалом 100 злотых. В Париже имя Понятовского высечено под знаменитой Триумфальной аркой, его статуя в полный рост украшает фасад Лувра, его именем назван бульвар. Его бюст-в Галерее Битв в Версальском дворце. В Лейпциге его имя носит сквер с его монументом на месте его гибели,два памятных камня с его менем установлены на улицах на местах, связанных с памятными действиями Понятовского во время великой битвы, на кладбище, где быдо его временное захоранение, установлена мемориальная доска.

8. ДРУГИЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ ПОНЯТОВСКИЕ И ИХ ПОТОМКИ. (Список незакончен).

Общий обзор.
Дети Станислава Понятовского (Старшего).
Следующие поколения. Польша.
Следующие поколения. Венгрия.
Следующие поколения. Франция.
Следующие поколения. Мексика.

После вторичного завоевания русскими Польши, Понятовские и их потомки переселились в Западную Европу. Те из них, кто остались на родине, оказались разделены границами великих держав, разделивших между собой Польшу. Потомки Понятовских вошли в правящие элиты нескольких стран, были министрами не только принадлежащего России Царства Польского, но и во Франции и Венгрии.В биографиях Понятовских и их потомков бросается в глаза их героическая служба Польше, они отдавали за неё свои жизни на протяжении многих поколений. Так же самоотверженно они служили усыновившей их Франции.

Дети Станислава Понятовского (Старшего).

ПОНЯТОВСКИЙ, Казимир (1721-1800). Польша. Строитель, библиофил. (Государственный и политический деятель). Сын Станислава Понятовского (Старшего)*.
ПОНЯТОВСКАЯ, Изабелла (Poniatowska, Izabella) (1730-1808). Польша. Филантроп, меценат, библиофил. Дочь Станислава Понятовского (Старшего)*.
ПОНЯТОВСКИЙ, Анджей. Князь. (1734-1783). Австрия. Боевой командир, военный теоретик. Сын Станислава Понятовского (Старшего)*. Отец Юзефа Антония Понятовского. Отличался невероятной храбростью, умением быстро оценивать изменяющуюся обстановку сражения, инициативой. Фельдмаршал-лейтенант, ранг равный генерал-лейтенанту в других армиях Европы. Сравнительно ранняя смерть для военачальника его ранга оборвала его блистательную карьеру.
ПОНЯТОВСКИЙ, Михаил Ежи (Poniatowski, Michal Jerzy). Князь. (1736-1834). Польша. Государственный, политический и религиозныйдеятель, деятель просвещения, коллекционер произведений искусства, филантроп. Сын Станислава Понятовского (Старшего)*. Епископ Плоцка, архиепископ Гнёзно. Примас-глава католической церкви Польши.
ПОНЯТОВСКИЙ, Станислав. (Младший) Князь. (1754-1833). Польша. Государственный и политический деятель, сельский хозяин, коллекционер произведений искусства, мемуарист, филантроп, меценат. Сын Казимира Понятовского*.

Следующие поколения. ПОЛЬША.

ГРАБОВСКА, Александра (Grabowskа, Aleksandra) (1771-1789). Красавица.
Внебрачная дочь короля Станислава Августа Понятовского*.
ГРАБОВСКИЙ, Густав Ян (Grabowski, Gustav Jan) (1806-1831). Воин. Сын Казимира Грабовского*. Герой польского восстания против русского владычества. Смертельно ранен. Посмертно награждён высшим военным орденом Польши Virtuti militari.
ГРАБОВСКИЙ, Казимир (Grabowski, Kazimierz) (1774-1842). Переводчик.
Внебрачный сын короля Станислава Августа Понятовского*.
ГРАБОВСКИЙ, Казимир Мауриций (Grabowski, Kazimierz Maurycy) (1800-1875). Общественный деятель. Сын Казимира Грабовского*.
ГРАБОВСКИЙ, Михал (Grabowski, Michal) (1773-1812). Боевой командир. Внебрачный сын короля Станислава Августа Понятовского*. Бригадный генерал. Погиб в походе Наполеона на Россию.
ЖВАН, Казимир (Zwan, Kazimierz). Живописец. Сын внебрачной дочери короля Станислава Августа Понятовского*.
МАЛЕШЕВСКИЙ, Пётр (Maleszewski, Piotr Pawel Jan) (1767-1828). Экономист, публицист, историк. Внебрачный сын Михаила Ежи Понятовского*.
МНИШЕК, Анджей Ежи (Mniszech, Andrzej Jerzy Vandalin). Граф. (1823-1905). Живописец, коллекционер произведений искусства.
МНИШЕК, Ежи (Mniszech, Jerzy Vandalin). Граф. (1822-1881). Энтомологист
МНИШЕК, Кароль Филип (Mniszech, Karol Filip Vandalin). Граф. (1794-1846). Коллекционер произведений искусства, библиофил. (Геральдик).
МНИШЕК, Урсула (Mniszech, Urszula) (урожд. графиня Замойская). Графиня. (1850-1908). Красавица. (Писательница).
ОБОРСКИЙ, Казимир (1770-после 1831) (Oborskу, Kazimierz). Боевой командир. Внебрачный сын Михаила Ежи Понятовского*. Полковник. Бездоказательно утверждал, что отец добился для него титул графа и величал себя графом.
ПОТОЦКИЙ, Август (Potocki, August). Граф. (1847-1905). Воин, спортивный деятель. Сын Мауриция Потоцкого*.
ПОТОЦКИЙ, Мауриций (Potocki, Maurycy Eustachy Ludwik). Граф. (1812-1879). Воин. Сын Анны Тышкевич*.
ПОТОЦКИЙ, Мауриций Станислав (Potocki, Maurycy Stanislaw). Граф. (1894-1949). Сын Августа Потоцкого*. Воин, деятель спорта.
ПОТОЦКИЙ, Роман Антоний (Potocki, Roman Antoni). Граф. (1893-1971). Коневод. Сын Юзефа Потоцкого*.
ПОТОЦКИЙ, Юзеф (Иосиф Альфредович) (Potocki, Jozef Mikolaj Ksawery). Граф. (1862-1922). Путешественник, библиофил, сельский хозяин. (Политический деятель). Внук Анны Тышкевич*.
ПОТОЦКИЙ, Юзеф Альфред (Potocki, Jozef Alfred). Граф. (1895-1968). Дипломат, коневод. Сын Юзефа Потоцкого*.
РАДЗИВИЛЛ, Анна Мария (Radziwill, Anna Maria). Княжна. (1939-1909). Педагог, деятельница просвещения. (Историк, политическая деятельница). Дочь Криштофа Николая Радзивилла*.
РАДЗИВИЛЛ, Артур (Radziwill, Artur). Князь. (1901-1939). Польша. Воин. Погиб во Второй мировой войне, сражаясь против немцев. Посмертно награждён орденом Virtuti militari.
РАДЗИВИЛЛ, Константин Николай (Radziwill, Konstanty Mikolaj). Князь. (1902-1944). Воин. Сын Мацея Николая Радзивилла*. Герой сопротивления нацистской Германии. Убит немцами во время Варшавского восстания 1944.
РАДЗИВИЛЛ, Криштоф Николай (Radziwill, Krzysztof Mikolaj). Князь. (1898-1986). Меценат, общественный и политический деятель, переводчик, мемуарист. Сын
Мацея Николая Радзивилла*.
РАДЗИВИЛЛ, Мацей Николай (Radziwill, Maciej Mikolaj). Князь. (1873-1920). Политический деятель.
РАДЗИВИЛЛ, Францишек Пий (Radziwill, Franciszek Pius). Князь. (1878-1944). Политический деятель. Брат Мацея НиколаяРадзивилла*.
ТЫШКЕВИЧ, Анна (Tyszkiewicz, Anna Maria Ewa Apolonia). Графиня. (1779-1877). Польша. Мемуаристка. Внучка Казимира Понятовского*.
ЦИХОЦКИЙ, Михал Николай (Cichocki, Michal Mikolai) (1770-1828). Боевой командир. Внебрачный сын короля Станислава Августа Понятовского*. Бригадный генерал.
ЧАРТОРЫЙСКАЯ, Мария Анна (Czartoryska, Maria Anna). Княжна. (В замужестве герцогиня Вюртембергская) (1768-1854). Писательница, поэтесса, строительница, филантроп, коллекционер исторической меморабилии. Внебрачная дочь короля Станислава II Августа Понятовского*.

Следующие поколения. ВЕНГРИЯ.

ЗИЧИ, Агост (Zichy, Аgost). Граф. (1852-1925). Венгрия. Путешественник, государственный и политический деятель. Член-корреспондент Венгерской академии наук.
ЗИЧИ, Йожеф (Zichy, Jоsef). Граф. (1841—1924). Венгрия. Путешественник, государственный и политический деятель. Министр сельского хозяйства, промышленности и торговли (1872-1874), общественных работ т транспорта (1873-1875).

Следующие поколения. ФРАНЦИЯ.

Первым из Понятовских поселился во Франции внебрачный сын маршала Франции Юзеф Михаил ПОНЯТОВСКИЙ (Poniatowski, Jozef) (1809–1855) отважный воин, сражавшийся против русских в польском восстании 1830-1831, после поражения восстания вынужденный покинуть родину. Служил в Африканской армии Франции в лёгкой кавалерии, участвовал в завоевании Алжира. Достиг звания генерал-майора и был награждён ордена Почётного Легиона (1848). Умер в Алжире. Его потомки ничем не отличились.

Другая французская ветвь Понятовских более значительна по достижениям. Она от Станислава Понятовского (Младшего)*, в изгнании поселившегося в Италии. Его потомки перебрались во Францию, когда к власти в ней пришёл Наполеон III. Император благотворил к Понятовским, его связывала с ними память о Наполеоне I и его маршале. Он ввёл Понятовских во французскую аристократию, c тех пор они играют активную роль в политике страны.

Перечисленны в хронологическом порядке.

ПОНЯТОВСКИЙ де МОНТЕРОТОНДО, Юзеф Михаил Ксаверий. (Poniatowski de Monte Rotondo, Jozef Michal Ksawery). Князь. (1816-1873). Франция. Италия. Дипломат, композитор, певец. (Политический деятель). Сын Станислава Понятовского (Младшего)*. Его сестра мать Марии-Анны Колонна-Валевской*.
КОЛОННА-ВАЛЕВСКАЯ, Мария-Анна (Walewska, Marie-Anne). Графиня. (1823-1912). Франция. Красавица. Внучка Станислава Понятовского (Младшего)*, дочь его внебрачной дочери Изабеллы Лучи (Isabella Luci) и итальянского графа ди Риччи. Жена внебрачного сына Наполеона I графа Аоександра Колонна-Валевского, занимавшего министерские и другие важные посты при Наполеоне III. Нравы двора Наполеона III: была его любовницей, но оставалась близкой подругой его жены императрицы Евгении. Её сын граф Шарль Колонна-Валевский (Colonna-Walewski, Charles) (1848-1916) во время войны с Пруссией м 1870 поступил на службу в армию, стал профессиональным военным. Подполковник. С 1897 в отставке. Заслужил Орден Почётного легиона (1898). В Первую мировую войну 66-летним добровольцем пошёл на фронт, командовал территориальным пехотныи полком. Территориальные войска формировалист из людей из-за возраста не призываемых в действующую армию. Их задачей было прддержание порядка во фронтовой зоне. Заболел и скончался. Праобраз князя де Бородино в романе Марселя Пруста «В поисках утраченного времени».
ПОНЯТОВСКИЙ, Андре (Poniatowski, Andrе). Князь. (1864-1954). Франция. Спортсмен-конник, воин. Сын Юзефа Михаила Ксаверия Понятовского де Монтеротондо*.
ПОНЯТОВСКИЙ, Мари Андре (Poniatowski, Marie Andrе). Князь. (1921-1945). Франция. Польша. Воин. Во время Второй мировой войны добровольцем поступил на службу в сформированную польскими военными в эмиграции в Шотландии польскую бронетанковую дивизию. Младший лейтенант. Сражался в высадке союзных войск в Нормандии, в освобождении Бельгии и Голландии. Геройски погиб. Посмертно награждён орденом Virtuti militari.
ПОНЯТОВСКИЙ, Мишель (Poniatowski, Michel) (1922-2002). Франция. Государственный и политический деятель. Во время Второй мировой войны после захвата Франции немцами эмигрировал в Англию. Вступил в армию де Голля, был заброшен на парашюте во Францию для участия в Сопротивлении. Министр здравоохранения и социального обеспечения (1973-1974). Возглавлял президентскую компанию Валери Жискар д’Эстена на выборах 1974, сыграл решающую роль в его избрании. Министр внутренних дел Франции (1974—1977). Его сыновья Ладислав (1946-) и Аксель (1951-) были депутатами Национального собрания Франции. Ладислав с 1998 сенатор.
МЮХЕЙМ, Эмманюэль (Muheim, Emmanuel) (1923-2002). Франция. Поэт, писатель, лесовод, деятель культуры. Участник Сопротивления немецким окупантам.
ПОНЯТОВСКИЙ, Филипп (Poniatowski, Philippe). Князь. (1923-). Промышленник-винодел. Сын Андре Понятовского*.
ПОНЯТОВСКИ, Сара Понятовски, (Poniatowski, Sarah) (1973-). Франция. Дизайнер и декоратор интерьера.

Следующие поколения. Мексика.

ПОНЯТОВСКА, Элена (Poniatowska, Hеlеne). Княгиня. (1932-). Журналистка. (Писательница).

Владимир Колганов предлагает другую версию о причине переселения деда Нины Ольшевской в Россию: он оказался в России не из-за любви, а был посажен во Владимирский централ за участие в польском восстании 1863. К сожалению, Колганов допускает слишком много спекуляций в обосновании этой версии, обходя стороной главный вопрос. Ради чего Александру Ольшевскому и его жене надо было скрывать от своего сына Антона и его русской жены своё участие в польском восстании и выдумывать любовную историю с «графиней Понятовской».

Антон Ольшевский и его русская жена были настроены революционно. Россияне их политических убеждений были сторонниками поляков, восстававших против царских
властей. Их идеалом было социальное равенство и они не испытывали пиетита к аристократии. Вероятнее всего, историю «графини Понятовской» они запомнили и с гордостью передали потомкам не потому, что она была знатна, а из-за того, что вопреки воли высокородной семьи, решила связать свою судьбу с человеком более низкого, чем она, социального статуса.
Колганов В. Герман, или Божий человек. 2018.

На киевщине осела линия Понятовских, связанная с князьями Понятовскими не родством, а общей фамилией. Эти Понятовские не были потомками Станислава Понятовского (Старшего), хотя были обязаны своим появлением на Украине и огромным богатством Станиславу Понятовскому (Младшему). Уходя в изгнание, он подарил свои обширные поместья «родственнику». Некоторые российские издания ошибочно называют киевских Понятовских графами. Хотя те были очень горды своим «родством» с аристократами Понятовскими, сами они никогда себя графами не титуловали. Иначе они бы стали всеобщим посмешищем. Впрочем, им было достаточно носить знменитую фамилию Понятовских и считать их своими родственниками. Аврора Понятовская дочь основателя ветви Понятовских на Украине вышла замуж за русского аристократа из старинного рода графа Бутрлина, но с пренебрежением относилась к знатности рода её мужа, считая себя, родственницу короля, более высокого происхождения, чем её муж.

Исторические исследования о Понятвских появились в Польше в 19 веке, когда в стране уже был распространён антисемитизм. Хотя польские историки предпочитали умалчивать еврейское происхождение Понятовских, об этом писал Mateusz Mieses
авторитетный исследователь польских родов, происходивших от крещёных евреев или породнившихся с ними. Его труд, изданный в межвоенной Польше в 1938 вызвал положительные отзывы в пльском обществе и с большим успехом был переиздан в 1991 после падения коммунистического режима. Тремя годами ранее переиздания труда Мизеса, в книге, изданной в 1988, после политического потепления коммунистического режима, Ежи Лоек авторитетный специалист по истории Польши 17-18 веков, подчеркнул, что есть основания признать верной информацию современников короля Поняятовского о том, что родоначальник Понятовских был внебрачным сыном Сапеги от еврейки.

Mises/ Z rodu zydowskiego, стр. 198-202; Lojek J. Dzieje zdrajcy. 1988, стр. 189.

Алексей Баталов

Биография

Алексей Баталов приобрел всемирную славу после выхода картины «Москва слезам не верит», но на счету у знаменитости множество других успешных проектов. Спустя годы после смерти актера поклонники продолжают помнить каждого из его героев и пересматривать ленты, отмеченные как критиками, так и зрителями.

Детство и юность

Алексей Владимирович Баталов родился в ноябре 1928 года во Владимире, по национальному происхождению он наполовину русский, наполовину поляк. Будущий актер вырос в театральной семье. Его родители Владимир Баталов и Нина Ольшевская служили в Московском художественном театре. Мальчик рос в окружении театральных декораций и прославленных артистов.

Алексей был еще ребенком, когда родители решили развестись. Мать вскоре вышла замуж за Виктора Ардова, которого мальчик считал вторым отцом. Тот с уважением относился к каждому начинанию пасынка, старался поддерживать и наставлять его. В этом браке Нина Ольшевская родила еще двоих сыновей — Михаила и Бориса. Младший из них является отцом актрисы Анны Борисовны Ардовой — племянницы Баталова.

Первое время новоиспеченной семье приходилось тяжело. За тонкой стенкой жила бывшая супруга Виктора. Но вскоре они переехали в новую квартиру, где жили среди творческой интеллигенции. Значимое влияние на становление Алексея оказала поэтесса Анна Ахматова, которая была частой гостьей в их доме.

В одном из интервью Баталов пошутил, что видел Анну Андреевну чаще, чем родную бабушку. Ахматова научила его манерам и правильной речи, познакомила с историей Москвы. Она никогда открыто не воспитывала мальчика, но умела донести информацию так, что он неосознанно впитывал ее, словно губка. Именно поэтесса первой оценила его попытки писать стихи, она же заметила талант к рисованию. А после возвращения из армии Алексей получил от нее ценный подарок — деньги на первую машину.

Помимо Ахматовой в доме, где рос Баталов, бывали Иосиф Бродский и Михаил Булгаков. Имея возможность видеться с такими людьми, мальчик не мог не проникнуться тягой к творчеству. Но его актерский талант впервые проявился, уже когда семья оказалась в эвакуации.

После начала войны Нину и троих сыновей, младшему из которых было чуть больше года, отправили в татарский город Бугульму. Там мать Алексея организовала театр, где он сперва выполнял обязанности работника сцены. Но вскоре юноше доверили первую роль, пусть и без слов. Уже тогда Баталов понял, что хочет связать жизнь с театром, даже если не в качестве актера, но быть ближе к искусству.

Когда наступили мирные времена, Алексей стал студентом Школы-студии МХАТ. Он учился в мастерской Сергея Блинникова и Виктора Станицына. На тот момент парень уже имел опыт появлений на сцене и на экране, но популярность пришла гораздо позже.

Театр

В 1950 году выпускника Школы-студии МХАТ призвали в армию. Он проходил службу в Театре Советской Армии, где в основном выполнял обязанности закулисного рабочего, но в свободное время мог играть в свое удовольствие.

Когда служба осталась позади, сбылась давняя мечта Алексея — его приняли в труппу МХАТа. Но отношения с театром складывались не так, как представлял себе исполнитель — ему предлагали преимущественно небольшие роли, казавшиеся какими-то невнятными. Устав ждать милостей от судьбы и руководства, Баталов решил покинуть театр и сосредоточиться на экранных работах. Выбор оказался оправданным.

Актерская карьера

В кино Алексей дебютировал еще в далеком 1944 году. Позже он вспоминал, как в школу пришли кинематографисты, которые хотели пригласить на площадку лучших учеников. Юноша никогда еще не был настолько старательным, и это не осталось без внимания. В фильме «Зоя» о Зое Космодемьянской ему выпало играть одноклассника главной героини.

Уже имея на руках диплом театрального вуза, Баталов вернулся на экраны. Молодому артисту повезло привлечь внимание режиссера Иосифа Хейфица, который утвердил его на роль Журбина в драме «Большая семья». Специально для съемок исполнитель освоил ремесло рабочего-клепальщика, что сделало образ еще правдоподобнее.

Союз с Хейфицем оказался столь удачным, что позже актер и режиссер еще неоднократно работали вместе. В интервью Алексей говорил, что Иосиф Ефимович для него словно папа Карло для Буратино — выстрогал из полена настоящего артиста. Уже первая их совместная работа удостоилась награды Каннского кинофестиваля, а о Баталове заговорили как о восходящей знаменитости.

Такой же удачной получилась картина «Дело Румянцева», которую Хейфиц выпустил в 1956 году. На площадке актеру пригодились навыки вождения и давняя любовь к автомобилям, ведь ему выпало играть водителя. Позже Алексей рассказывал, что образ Румянцева получился в чем-то похожим на Журбина, но оба они имеют общие черты с ним самим.

В числе любимых работ знаменитости — пронзительная драма «Летят журавли», снятая по повести Виктора Розова. Роль мужественного и интеллигентного Бориса не оставила равнодушными советских зрительниц, а экранная история любви с героиней Татьяны Самойловой была признана одной из самых драматичных. В Каннах лента удостоилась «Золотой пальмовой ветви».

Уже тогда актер снимался много и часто, играя преимущественно главные роли. В 1958 году вышла мелодрама «Дорогой мой человек», в которой Алексей в очередной раз предстал перед зрителями в образе положительного героя. Его Владимир — талантливый врач, влюбленный в свою профессию. После премьеры многие советские мальчишки захотели посвятить себя медицине.

Судьбоносным для Баталова стало участие в картине «Дама с собачкой» по Антону Чехову. Иосиф Хейфиц рисковал, когда брал на неоднозначную роль Гурова актера, полюбившегося зрителям СССР по образу честного работяги. Но Алексей справился блестяще, тем самым расширив грани актерского потенциала.

1962 год ознаменовался премьерой киноповести «Девять дней одного года», где артист воплотил физика-ядерщика, который настолько предан своему делу, что продолжает заниматься им и на пороге смерти. Во время написания сценария Даниил Храбровицкий отчетливо представлял образ Баталова, но режиссер Михаил Ромм оказался не согласен с кандидатурой.

В то время исполнитель страдал от проблем со зрением, ему был противопоказан яркий свет софитов. Но создатели все равно отправили Алексею сценарий, после чего он примчался на площадку и заявил о желании сниматься, несмотря на риски. Отказать было невозможно. В итоге фильм был принят зрителями с восторгом.

Это был не единственный раз, когда актер рисковал здоровьем на съемках. Ради участия в ленте «Три толстяка» он почти год обучался мастерству канатоходцев. В этом знаменитости помогала жена, профессиональная циркачка. Проект пусть и остался без внимания критиков, но полюбился советским детям.

Очередным киношедевром с участием исполнителя была признана драма «Звезда пленительного счастья» о восстании декабристов. Баталову досталась небольшая, но яркая роль князя Трубецкого, которого он постарался показать человеком чести.

После этого фильмография актера продолжала пополняться, но уже не так регулярно, а с приходом нового века он и вовсе исчез с экранов. Последней работой в кино стало короткое появление в ленте «Карнавальная ночь – 2, или 50 лет спустя».

«Москва слезам не верит»

Вершиной актерской карьеры Алексея Владимировича считается фильм «Москва слезам не верит». Его рабочий-интеллигент Гоша надолго захватил умы зрительниц, а артиста начали считать едва ли не секс-символом советского кино. Он пачками получал письма от поклонниц, мечтавших заполучить автограф или фото кумира.

Не остались равнодушными и критики, что принесло создателям фильма «Оскар». Примечательно, что Баталов не считал роль Гоши такой уж потрясающей и не выделял из ряда других экранных образов. Столь громкий успех стал для него неожиданностью.

Режиссер

Имея внушительный багаж из экранных ролей, артист захотел попробовать себя по другую сторону камеры. Его режиссерским дебютом стал фильм «Шинель» по Николаю Гоголю. Главную роль в драме сыграл Ролан Быков, но особого успеха она не имела.

Позже артист поучаствовал в создании ленты «Три толстяка», где отвечал и за роль Тибула, и за режиссуру. Последним в списке проектов, снятых знаменитостью, стал «Игрок». После этого Алексей Владимирович оставил режиссерскую профессию. Это решение он объяснил переездом в Москву из Ленинграда, где осталась съемочная команда. Новую собрать не удалось.

Зато в жизни знаменитости остались радиопостановки. Он выпустил «Ромео и Джульетту» Уильяма Шекспира и «Белые ночи» Федора Достоевского. Каждая из его работ остается образцом радиоспектакля, прекрасно поставленного, отыгранного и сохранившего мысль и характер автора.

Книги и озвучивание

Жизненный и актерский опыт лег в основу книг, написанных артистом. Первая из них, «Судьба и ремесло», вышла в 1984 году в издательстве «Искусство». Позднее были опубликованы «Диалоги в антракте» и главы об Анне Ахматовой в «Легендарной Ордынке», написанной совместно с Михаилом и Борисом Ардовыми.

Помимо кино и написания книг исполнитель занимался озвучиванием. Он подарил голос персонажам мультфильмов, художественных и документальных картин. К каждой работе Баталов подходил с ответственностью и профессионализмом.

Личная жизнь

В интервью Алексей Владимирович признавался, что в молодости был робок и стеснителен в общении с противоположным полом. Его первой женой стала подруга детства Ирина Ротова. Они поженились вскоре после окончания школы, в семье родилась дочь Надежда. Но ранний брак не был счастливым, последовал развод.

Счастье в личной жизни артист обрел со второй супругой — циркачкой Гитаной Леонтенко. Он увлекся ею с первой встречи, но пожениться удалось только спустя 10 лет. Жена подарила Алексею Владимировичу дочь Марию Баталову. Но во время родов малышка получила травму, ставшую причиной ДЦП.

Актер приложил максимум усилий, чтобы наследница нашла свое место в жизни. Она выучилась на сценаристку, стала знаменитой писательницей. Баталов считал Машу талантливой и умной девушкой, своей отрадой, а незадолго до смерти завещал ей все состояние.

С Гитаной Леонтенко Алексей Владимирович прожил 50 лет, и никто не сомневался в его любви и верности супруге. Однако в 2021 году в прессе появились шокирующие заявления бывшего администратора «Москонцерта» Нины Федоровой, назвавшей актера биологическим отцом Марии Голубкиной. Артистка и ее мать поспешили опровергнуть эту информацию, назвав ее «бредом».

Дачный конфликт

В последние годы жизнь знаменитости омрачил конфликт с соседями по даче. Некогда любимец миллионов оказался наедине со своей бедой, хотя обращался за помощью ко многим политическим и общественным деятелям, включая Сергея Собянина.

В прошлом исполнитель приобрел участок в ДСК «Мичуринец» рядом с писательским поселком Переделкино. Баталов построил скромный домик с верандой, но вскоре узнал, что часть территории оформил на себя сосед, ювелир Вадим Эльгарт.

На незаконно занятом клочке участка предприниматель решил построить баню. Незадолго от этого он подсунул на подпись Алексею Владимировичу документы, в которых тот толком не разобрался. Вскоре выяснилось, что артист, сам того не понимая, подтвердил акт размежевания границ.

На момент подписания актер не был владельцем дачи, ведь оформил документы на дочь Марию. Таким образом, именно наследница Баталова была законной хозяйкой и дачи, и участка земли. Сосед, замышляя аферу, об этом не знал. Это значило, что подпись Алексея Владимировича в этом вопросе юридической силы не имела, но избежать суда не удалось.

Тяжбы продолжались годами. Дело осложнялось тем, что Эльгарт тоже переписал участок на дочь, живущую в Лос-Анджелесе, и являться в российский суд она отказывалась. Восстановить справедливость удалось уже после смерти актера. В 2018 году его наследница и жена добились сноса бани.

Смерть

Алексей Владимирович страдал от проблем с сосудами, которые усугублялись из-за его пристрастия к курению. Во время очередного головокружения артист упал и сломал шейку бедра, потребовалась срочная операция.

Но встать с постели Баталов уже не смог. Он умер во сне в июне 2017 года, причиной смерти стала остановка сердца. Прощание с кумиром миллионов прошло в Центральном доме кино. Его могила расположена на Преображенском кладбище.

Алексей Владимирович Баталов

Фото Все

Видео Все

Алексей Баталов. Прощальная исповедь. Прямой эфир от 16.06.17

Идеальный ремонт. В гостях у Гитаны Леонтенко. Памяти Алексея Баталова. Выпуск от 16.09.2017

«Алексей Баталов. Встреча со зрителями»

Алексей Баталов — биография

Алексей Баталов это лицо целой эпохи. Он был талантливейшим актером и режиссером, мастером художественного слова и имел собственную гражданскую позицию. Он играл людей, отличавшихся чистотой и душевностью, сдержанных и интеллигентных. Все его герои обладали какой-то притягательной внутренней силой и особым светом, согревающим окружающих. Он и сам был такой в жизни – простой, надежный и очень порядочный человек.

Слава к актеру Алексею Баталову пришла после выхода картин «Летят журавли» и «Москва слезам не верит».

Детство и юность

Родился Алексей Баталов 20 ноября 1928 года в городе Владимир, в очень известной актерской семье. Отец Владимир Баталов был известным актером и режиссером, мама Нина Ольшевская тоже была актрисой. Родители познакомились во МХАТе, в котором оба служили. Они часто брали мальчика с собой, поэтому практически все его детство прошло в подсобке МХАТа. В 1933-м родители Алеши разошлись, и Нина Ольшанская снова вышла замуж. Ее избранником стал известный писатель Виктор Ардов, который обращался с мальчиком так же, как и со своими сыновьями. Так у Алексея появилось два брата – в 1937-м родился Михаил и в 1940-м — Борис.

Фото: Алексей Баталов в детстве

С пяти лет Алексей жил с отчимом, которого всегда считал самым близким человеком. Мальчик с мамой поселились у Ардова, но жизнь семьи усложнялась тем, что через стенку от них жила первая жена литератора. Так они прожили несколько лет, а потом сумели купить квартиру, расположенную в доме литераторов, и переехали в новое жилье.

По соседству с ними жили Мандельштамы, и это обстоятельство очень благотворно сказалось на воспитании мальчика. Их окружали лучшие представители интеллигентов страны Советов, деятели отечественной культуры.

Очень часто Ардовы принимали у себя Анну Ахматову, Бориса Пастернака, Иосифа Бродского, и такая компания очень нравилась маленькому Алеше.

Счастливая детская пора закончилась в 1941-м – грянула война. Баталов с матерью покинули Москву и уехали в эвакуацию в Бугульму. Мама была настоящей театральной актрисой, поэтому даже в эвакуации не сидела сложа руки. Она сумела организовать собственный театр, в котором были задействованы эвакуированные артисты и их дети. В то время Алексею уже было 15, и он оказывал матери посильную помощь в театре, а вскоре оказался на сцене, примерив на себя образы второстепенных героев. Еще в детстве Алексей понял, что театр вошел в его жизнь навсегда, но сомневался, хватит ли у него таланта, чтобы достичь определенного успеха.

Театр

Театральная биография Алексея Баталова началась еще в годы войны. Впервые он оказался на сцене в Бугульме, в театре, организованном его мамой.

Дебют в кино состоялся в 1944-м, когда Алексей с мамой вернулись из эвакуации в Москву. Тогда его вместе с классом пригласили на съемки фильма «Зоя», об известной подпольщице Зое Космодемьянской. В отличие от одноклассников, у Баталова была роль со словами, которые нужно было произнести перед объективом камеры.

После окончания школы, Алексей Баталов поступилв Школу-студию МХАТ, и постигал азы актерского мастерства под руководством С.К.Блинникова и В.Я.Станицына. Решение связать свою жизнь со сценой было очень объяснимым – вся его родня была артистической. Баталов учился легко, ему повезло с педагогами, которых он вспоминал всегда с чувством глубокой благодарности. Не научиться хорошим манерам, когда их ведет сама княгиня Волконская, мог только отъявленный тупица. Диплом об окончании Школы-студии Баталов получил в 1950-м, и сразу был призван в армию.

Срочную службу Алексей Баталов проходил в Центральном театре Советской Армии, на сцену которого он выходил на протяжении трех лет.

В 1953-м Баталов поступил на службу во МХАТ, и оставался верным ему до 1957-го. Алексей Баталов считал театр своей судьбой, родным домом. Наверное потому, что его родители служили во МХАТе, и первые детские впечатления были связаны именно с театральными подмостками. Маленький Алеша не видел другой жизни, поэтому думал, что у взрослых нет другой работы, только здесь.

Могут быть знакомы

Фильмы

Дебютом в кино стала картина «Зоя», снятая режиссером Лео Арнштамом в 1944 году. Потом был десятилетний перерыв, и только в 1954-м Баталова пригласили на съемки картины «Большая семья», режиссера Иосифа Хейфица. Баталову досталась роль главного героя. В те годы в кино культивировался образ нового советского человека-рабочего. И Алексей Баталов стоял у истоков создания этого персонажа. Сотрудничество с режиссером Хейфицом продолжилось в 1955-м, когда вышла картина «Дело Румянцева», с Баталовым в главной роли. В 1960-м Алексей засветился в ленте «Дама с собачкой», в 1964-м зрители увидели фильм «День счастья». Героев этих картин объединяет одно – сильный дух и врожденная интеллигентность. Именно в этом образе Баталов смотрелся очень органично, режиссеры увидели большой потенциал молодого актера, и засыпали его интересными предложениями.

В 1956-м Баталову предложили стать Павлом Власовым в картине, снятой по произведению Горького «Мать». В 1957-м кинематографическая биография Баталова пополняется новой ролью в ленте «Летят журавли», которую снял Михаил Калатозов. После выхода этого фильма Алексей Баталов стал неимоверно популярным. Герой Баталова – спокойный, ироничный, мужественный и интеллигентный, именно таким видели советского солдата, благодаря его талантливой игре.

О многогранности таланта актера заговорили после выхода картины «Дама с собачкой», которую зрители увидели в 1960-м. Алексею предстояло сыграть Гурова, и ему пришлось над ней изрядно потрудиться. Эта лента была отмечена многочисленными наградами, и отечественными и международными.

В 1962-м Алексей Баталов стал Дмитрием Гусевым из ленты «Девять дней одного года». Он ученый-физик, который облучился во время своих исследований. Михаилу Ромму и Даниилу Храбровицкому захотелось создать сценарий, рассчитанный на Баталова, но вначале эта идея чуть не потерпела фиаско. Им сообщили о серьезной болезни артиста. В это время у него начались большие проблемы с глазами, и врачи категорически запретили ему находиться под софитами. Но режиссеры не опустили руки, и решили все-таки дать возможность Баталову прочесть сценарий. По почте они отправили его в Симферополь, в глазной центр, где лечился актер. Реакция Баталова была мгновенной – он бросил лечение и первым же рейсом отправился в столицу, чтобы подтвердить свою готовность работать над новым проектом.

Эта картина о буднях физиков, занимающихся ядерными разработками. За основу сюжета частично приняты реально происходившие события. Баталов должен был показать всю серьезность произошедшего, но не в трагедийном контексте, а реалиях времени. Его герой должен быть знающим, мыслящим и интеллигентным человеком, лицом ученого двадцатого века. Алексею Баталову это удалось, и в 1966-м его работа была отмечена Государственной премией РСФСР.

В 60-е годы Алексей Баталов начал режиссерскую деятельность и много времени уделяет радиотеатру. В 70-е он опять возвращается в кинематограф в качестве актера. Режиссеры снова начали использовать Баталова в уже созданном им амплуа.

С 1975-го Алексей Баталов стал преподавателем актерского мастерства во ВГИКе, в 80-м получает звание профессора и должность заведующего кафедрой. Пик славы и всесоюзную любовь артисту довелось испытать в 1980-м, когда прошла премьера картины «Москва слезам не верит».

Его персонаж Гоша-Гога, простой советский слесарь-интеллигент, стал легендой в отечественном кинематографе. Режиссером картины стал Владимир Меньшов, картина получила прославленный «Оскар», а Баталов звание секс-символа советского экрана.

Последние съемки, в которых участвовал актер Алексей Баталов, прошли в 2006-м. В том году его пригласили в картину «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!». После этого он закончил актерскую карьеру и попробовал свои силы в писательском деле. Баталов стал автором сборника мемуаров.

Алексей Баталов стал автором стихов и детских сказок, ему принадлежат многочисленные сценарии к фильмам. Живой интерес он испытывал к живописи. Издательство «Искусство» выпустило в 1984-м книгу Баталова под названием «Судьба и ремесло». Он стал соавтором книги «Легендарная Ордынка», которую выпустили его братья – Михаил и Борис Ардовы.

Алексей Баталов внес неоцененный вклад в культурное наследие страны, и за это удостоен многочисленных правительственных наград.

Режиссура

Режиссерский дебют Баталова состоялся в 1960-м, когда он снял картину «Шинель». В 1966-м он стал автором ленты «Три толстяка», в которой снялся в образе одного из центральных персонажей. В 1972-м выходит третья работа Алексея Баталова – фильм «Игрок», по одноименной повести Ф.Достоевского. Больше Алексей Баталов фильмы не снимал. Отчасти это объясняется переменой места жительства, актер уехал из Ленинграда и поселился в Москве. Баталов считал, что с этим переездом он растерял надежных людей, настоящую команду профессионалов, которые были незаменимыми помощниками. А в столице такую команду сколотить не удалось.

Алексей Баталов увлекся радиопостановками, которые стали настоящей отдушиной в тот период, когда кинематограф переживал не лучшие свои времена К тому же артисту всегда хотелось попробовать себя в искусстве чтения. Он поставил «Казаков», «Героя нашего времени», «Ромео и Джульетту», «Белые ночи». Эти спектакли слушает уже не одно поколение, наслаждаясь прекрасной техникой исполнения и характерностью героев.

В 1974-м в творческой биографии Алексея Баталова появились мультипликационные фильмы, которые он с удовольствием озвучивал.

Личная жизнь

Впервые Алексей Баталов влюбился еще шестнадцатилетним парнем. Его избранницу звали Ирина Ротова, она была его ровесницей. Через 2 года они поженились, и в 1955 году у них родилась дочка Надежда.

В силу занятости, Баталов все меньше времени проводит дома, целиком отдаваясь профессии. Постепенно отношения супругов охладели. В это время он знакомится с циркачкой Гитаной Леонтенко, с которой вместе снимался в картине «Большая семья». В 1958-м он подает на развод с Ириной, и оформляет официальный брак с Гитаной.

Личная жизнь артиста постепенно наладилась. В 1968-м у них родилась дочь Мария, и вот тут у супругов и началась полоса преодоления трудностей. Из-за врачебной ошибки девочка родилась с ДЦП, и родители приложили немало сил, чтобы ее социально адаптировать. Мария сумела закончить сценарный факультет ВГИКа, начала писать сценарии, издала одну книгу и ее даже приняли в Союз писателей.

Дачный конфликт

Алексей Баталов человек не скандальный, но и ему пришлось в жизни столкнуться с судебным разбирательством. Причиной тому стала его собственная дача, расположенная вблизи писательского поселка Переделкино. Баталов уже много лет являлся владельцем дачного участка в кооперативе «Мичуринец», даже сумел осилить строительство небольшого домика, но однажды он узнает, что несколько сотых его участка принадлежат соседу – ювелиру Вадиму Эльгарту. Этот предприимчивый мужчина сумел оформить документы на право собственности, прихватив часть земли, принадлежащей Баталову.

Эльгарт подсуетился и выстроил на этом месте баньку, а Баталов по незнанию подписал ему документ, который, как впоследствии выяснилось, оказался актом на размежевание границ участков. Скорее всего Баталов даже не понял, что он подписывает, а ловкий сосед мог сказать, что это просто автограф.

По документам дача Баталова принадлежит его дочери Марии, так как все полагающиеся документы артист оформил на нее уже давно. Получается, когда он ставил подпись, то владельцем дачи не являлся, и документ можно считать недействительным, но судебные разбирательства продолжались не один год. Баталов даже написал обращение к мэру столицы, с просьбой разобраться в этом процессе.

Препятствием на пути правосудия стал и тот факт, что ювелир тоже не является владельцем дачи, он подарил ее своей дочери, проживающей в США. Естественно, что она не может присутствовать на заседании в России, и процесс длится годами.

Многочисленные поклонники артиста следили за всеми перипетиями этого конфликта, и не теряли надежду, что он разрешится в пользу Баталова. Инцидент дошел до председателя СК России Александра Бастрыкина, но заметных продвижений в деле так и не произошло. В итоге Алексей Баталов воюет один, и даже всесоюзная известность не помогла ему добиться результата. Решение по вопросу отчуждения так и не было вынесено.

Причина смерти

В 2016-м Алексею Баталову исполнилось 88 лет. Его часто мучили головные боли, артист страдал от постоянных головокружений. В январе 2017-го болезнь снова дала о себе знать, Баталов упал и получил перелом шейки бедра на правой ноге. Его госпитализировали, сделали операцию, спустя месяц была проведена еще одна, восстановительная операция. Состояние здоровья понемногу улучшалось, рана начала заживать, но доктора не давали разрешения на выписку домой.

Фото: Могила Алексея Баталова

Баталов так и не вышел из больницы до самой своей смерти, которая случилась 15 июня 2017 года. Накануне к Алексею Баталову позвали священника, который причастил его перед смертью.

Родные, близкие, и просто многочисленные поклонники смогли проститься с великим актером 19 июня. Местом упокоения Алексея Баталова стало Преображенское кладбище.

Избранная фильмография

  • 1944 — Зоя
  • 1955 — Михайло Ломоносов
  • 1957 — Летят журавли
  • 1958 — Дорогой мой человек
  • 1963 — День счастья
  • 1969 — Внимание, черепаха!
  • 1973 — Возврата нет
  • 1979 — Москва слезам не верит
  • 1986 — Зонтик для новобрачных
  • 1991 — Полтергейст-90
  • 2006 — Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя

Режиссерские работы

  • 1959 — Шинель
  • 1966 — Три толстяка
  • 1972 — Игрок

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .


источники:

http://24smi.org/celebrity/1051-aleksej-batalov.html

http://biographe.ru/znamenitosti/aleksey-batalov/