10 лучших способов задавать правильные вопросы для решения проблем

В данной статье, в рамках темы «саморазвитие личности и актуализация личностного потенциала», я продемонстрирую интересные техники решения проблемных ситуаций.

Чем грозит проблемное пике

Бывает, что жизнь запутывает нас в плотный клубок сильных затруднений.

В  какой-то момент, даже при наличии необходимых ресурсов, при хорошей и устойчивой мотивации, при мощных волевых усилиях мы уже не в состоянии начать эффективно их решать.   

Иногда достаточно 2-3 небольших затруднений, чтобы наше существование вдруг превратилось в затяжное проблемное пике, перенасыщенное потоками жизненной турбулентности.

Если вовремя не спохватиться, то эти затруднения незаметно обрастут множеством дочерних проблемок, и тогда нам станет совсем невмоготу.

В такие времена психологическое состояние человека характеризуется следующим: 

  1. Отсутствие четкого осознания приоритетности проблем («Я даже не знаю, за решение какой проблемы взяться!»);
  2. Отсутствие хотя бы примерного плана действий по решению проблемы («Не знаю, что делать, с чего начать!»);
  3. Непродуктивное эмоциональное состояние или перенасыщенность негативными эмоциями («Как мне всё (все) достало (-ли)!»);
  4. Невозможность выбора между несколькими возможными решениями («Как же поступить в данной ситуации? Каким путем пойти?»);
  5. Неопределенность ресурсов (ситуация когда человек имея необходимый для решения проблемы ресурс, странным образом забывает о нем, не осознает его, либо занижает его ценность).

Статистика

Статистические вычисления — это процесс, с помощью которого Data-специалисты анализируют данные, делают прогнозы и создают модели.

Без глубокого знания статистики сложно быть хорошим специалистом, поэтому грамотный интервьюер наверняка задаст кандидату несколько вопросов на понимание ее основ.

Вот несколько примеров элементарных вопросов по статистике:

  • Что такое центральная предельная теорема? В чем заключается ее практический смысл? Ответ
  • Что такое сэмплирование? Сколько методов выборки вы знаете?
  • В чем разница между ошибками типа I и типа II?
  • Что такое линейная регрессия? Что означают P-значение, коэффициент, R-квадрат? Каково значение каждого из этих компонентов? Ответ, ответ
  • Какие допущения применяются к линейной регрессии?

Существует четыре основных допущения: 1. Есть линейная зависимость между зависимой переменной и регрессорами, то есть

модель, которую вы создаете, соответствует имеющимся данным. 2. Ошибки или остатки данных обычно распределяются и независимы друг от друга, 3. Существует минимальная мультиколлинеарность между объясняющими переменными, 4. Гомоскедастичность. (Означает, что дисперсия вокруг линии регрессии одинакова для всех значений предикторной переменной).

  • Что такое статистическое взаимодействие? Ответ
  • Что такое смещение выбора?
  • Какие примеры набора данных с негауссовым распределением вы можете привести?
  • Что такое биномиальная формула вероятности?

Правильная постановка вопроса во время интервью

Если ответ всё же не получен, то попробуйте задать его другими словами. А если ответ дан, но он не точен или не ясен, то стоит переделать ответ человека в новый уточняющий вопрос.

Читайте также:  Как убрать из автозапуска программу: инструкция для Windows 10

От хорошей формулировки вопроса зависит дальнейшее общение с человеком от которого вам нужна информация, поэтому рекомендуется задавать вопрос так чтобы:

  1.  Стимулировать партнера, а затем позволить ему выразить все свои мысли, чтобы он самостоятельно открыл все сведения по данному вопросу.
  2. «Оживить» — высказав свое мнение с плавным переходом к беседе с информирующим вас человеком.
  3. Весь разговор перенаправить в том направление, которое интересует именно вас и ваших зрителей или читателей.
  4.  Когда общение началось и диалог получается, не отдавать активность, иначе удержать в нужной «колее» не получиться.

Виды вопросов используемые в журналистике

  1. Закрытые вопросы.  Данный вид используется если требуется однозначный ответ (утверждение или отклонение опрашиваемого), «да» или «нет». Вопросы закрытого типа нужны для перевода диалога в конкретное русло.
  2. Открытые вопросы. Как раз этот вид является основным в журналистике. С их помощью вы можете собрать новые данные или получить более подробные сведения. Открытые вопросы стимулируют собеседника к размышлению, дают возможность оценить его позицию, показывают причастность к затронутой теме. Их можно спрашивать в разных вариациях.

Для того чтобы изучить обстоятельства: «Что имеется?», «Сколько?», «Как решается?», «Кто?». Для того чтобы получить оценку происходящего: «Что вы думает по этому поводу?», «Как вы относитесь к этому?». Для уточнения причины: «Из чего вы исходите?», «А почему именно так?», «Чем это обусловлено?». Даже можно попросить подсказку с помощью вопроса: «О чем мы забыли?», «Какой вопрос мы не обсудили?», «Что упущено?».

Свойства открытых вопросов:

  • Стимуляция интервьюируемого, за счет необходимости обдумывать ответы;
  • Собеседник на свой манер подбирает сведения и обоснования, которые хочет нам сообщить;
  • Отклонение оппонента от излишней скромности, отчужденности и удаление моральных преград в общение с журналистом;
  • Опрашиваемый начинает быть ресурсом сведений, справок, уточнений, мыслей и вариантов.
Читайте также:  Как управлять компьютером с Windows через TeamViewer на iPhone

Таким образом давая ответ на открытый вопрос, участник диалога может отойти от заданной темы и определенного показания, уведя разговор в сторону или открыть только полезные для него сведения. Поэтому советуем узнавать нужное и с помощью других видов вопросов.Узконаправленные виды вопросов

  1. Основные вопросы — составляются журналистом на телевидение, предварительно перед съемкой сюжета, бывают как открытыми, так и закрытыми.
  2. Второстепенные, или последующие вопросы — внезапные или продуманные, их спрашивают для конкретизации и детализации уже прозвучавших ответов на основные вопросы.
  3. Уточняющие вопросы — предполагают короткие и лаконичные ответы. Задаются они в случае возникновения сомнений, чтобы уточнить нюансы.
  4. Наводящие вопросы — это вопросы, по содержанию делающий очевидным определенный ответ, т.е. формулируются так, чтобы подсказать человеку, что он должен сказать. Наводящие вопросы рекомендуется задавать, когда вы имеете дело с робкими и нерешительными людьми, для подведения итогов разговора, или если собеседник заговорился и надо вернуть разговор в нужное информационное русло.

Наводящие вопросы звучат крайне навязчиво. Они почти заставляют собеседника признать правильность ваших суждений и согласиться с вами. Потому использовать их нужно крайне осторожно.

Вопросы для поддержания беседы

Вопросы прекрасно налаживают общение между людьми. Если вы задаете вопросы, значит вы почти наверняка слушаете то, что вам говорят. Хороший вопрос может не только оживить беседу, но и вовлечь в неё новых участников. В последнее время, диалоги всю чаще превращаются в монологи по очереди. Вместо того чтобы слушать друг друга, каждая сторона то и дело ждет своей очереди поговорить. Простые вопросы «Чем я могу помочь?», и «Вы сталкивались с чем-то подобным раньше?» — прекрасный способ показать, что вы слушаете собеседника и участвуете сами в ЕГО разговоре.

Заключение

Таким образом, не исключено, что при консультировании мы можем понимать организационную проблему как вопрос об эффективном методе достижения желаемых целей в ограниченное время с использованием сложившихся обстоятельств.

Идеальных формулировок и «правильных» подходов к формулировкам видимо не существует. Но попробовав сформулировать проблему по-разному, мы получаем варианты и шанс найти более эффективное решение. Я предлагаю один из подходов к этому.

[1] Пригожин развития организаций.- М.: МЦФЭР, 2003. – с. 308

[2] В Нейро-Лингвистическом Программировании этот термин означает изменение рамки в отношении утверждения, чтобы придать ему другой смысл (terms. /pages/nlp_dict. html), изменение рамок, включающих в себя какое–либо высказывание или событие, для придания им нового значения. www. diplomatsvb. org/dictionary. (Примеч. автора)

[3] Это термин появился у нас с легкой руки д. мед. н., проф. , который употребляет этот термин для описания некоторых эффектов во время психотерапии. (Примеч. автора)

[4] Словарь логики. — http://www. edudic. ru/log/304/

[5] , Шустерман как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса.- 3-е издание.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.- 392 с.

[6] См. словарное определение «проблемы» выше. (Примеч. автора)

[7] Оно обязательно появляется при формулировании цели. (Примеч. автора)

[8] Понятие эффективности само по себе субъективно и нуждается в определении в момент формулирования проблемы.